Не те свидетели

Хамовнический суд отказался дать слово на процессе по делу Pussy Riot 14 из 17 свидетелей и специалистов, приглашенных защитой, некоторых вообще не пустили в зал заседаний

На пятый день процесса, когда завершилась стадия предоставления доказательств гособвинением и пришла очередь доказательств защиты, страсти накалились до предела. Ходатайства адвокатов о допросе свидетелей судья Марина Сырова отклоняла одно за другим. Адвокаты заявили ходатайство о допросе Натальи Бежиной, проректора Института журналистики и литературного творчества, в котором подсудимая Мария Алехина училась три года. Судья согласилась. Но, узнав, что свидетельница ждет на улице, а не находится в зале заседания, тут же передумала. Адвокаты возмутились: приставы выгнали из здания суда всех свидетелей защиты. Виолетта Волкова напомнила, что ранее суд отказался вызывать свидетелей в суд повесткой, что обеспечило бы им беспрепятственный доступ в здание. Она отправилась за свидетелем, а вернувшись, сообщила со ссылкой на приставов: свидетелей не пускают в суд по личному распоряжению судьи.

В итоге Бежину все-таки допустили к даче показаний, но только на предмет характеристики личности подсудимых. По тому же принципу были отобраны три других свидетеля защиты – сокурсница Алехиной, преподаватели Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой.

Суд отказался заслушать очевидцев события и приглашенных защитой экспертов – Алексея Навального (он был заявлен как политолог), мусульманского теолога Гейдара Джемаля, писательницу Людмилу Улицкую, в общей сложности 14 человек. Обвинение заявило, что в их показаниях нет никакой необходимости: трактовка обстоятельств произошедшего – исключительная прерогатива суда. Зато в качестве свидетеля обвинения был допрошен свидетель Олег Угрик, который панк-молебен видел только по телевизору, возмущалась Волкова.

Адвокаты заявили шестой по счету отвод Сыровой. Суд отклонял почти все ходатайства адвокатов подсудимых, их оставляют без надлежащей защиты, заявила Волкова. «Большего позора, чем этот суд, я никогда не видел. Ваша ангажированность очевидна», – поддержал коллегу Марк Фейгин. «[Владимир] Путин сказал, что надеется, что суд вынесет правильное решение. Слушайтесь своего главного начальника хотя бы!» – призвала Самуцевич.

Гособвинитель и адвокаты потерпевших против отвода традиционно возражали. «То, что мы наблюдаем, – это не исполнение интересов подзащитных, а дешевый пиар, попытка набрать политических очков», – негодовал прокурор Александр Никифоров. В итоге судья Сырова в шестой раз отклонила все призывы к отводу себя.

Прокуроры и адвокаты пострадавших покидали суд под крики «позор». Двух самых активных крикунов полиция погрузила в автозак.