Премьер бежал

Из Дамаска бежал и перешел на сторону оппозиции премьер-министр Сирии Рияд Хиджаб, появились сообщения о бегстве еще нескольких министров и генералов

Утром сирийское гостелевидение объявило об отставке Рияда Хиджаба с поста премьера, на который он был назначен в июне после майских парламентских выборов. Спустя несколько часов агентство Reuters со ссылкой на иорданского чиновника сообщило, что Хиджаб со всей семьей бежал в Иорданию. А назвавшийся представителем экс-премьера Мохаммед Отри в эфире Al Jazeera зачитал обращение от его имени, в котором говорится, что причиной бегства Хиджаба стало его несогласие с действиями властей: он больше не намерен участвовать в насилии и терроре со стороны режима и примыкает к оппозиции.

Цитируемый AP представитель Сирийской свободной армии заявил, что бежали еще трое министров, в том числе министр нефти Саид Хнейди, который в пятницу в составе официальной делегации побывал в Москве и просил помочь с мазутом. По данным AFP, вчера же к повстанцам перешел еще один генерал сирийской армии, общее число генералов-перебежчиков достигло 31. Вчера же в Дамаске на третьем этаже здания гостелевидения произошел теракт, который не привел к перебоям в эфире.

Хиджаб – самый высокопоставленный перебежчик за полтора года сирийского конфликта. В июле из страны во Францию к семье бежал генерал Манаф Тлас, считавшийся одним из ближайших друзей президента Башара Асада, ушел в отставку и посол в Ираке Наваф Фарес.

«Нет какой-то магической цифры в количестве перебежчиков, означающей радикальное изменение ситуации», – говорил в начале июля министр иностранных дел Сергей Лавров.

Обстоятельства бегства премьера неизвестны: он мог стать жертвой шантажа как противников Асада, так и режима, в любом случае бегство чиновников в ходе гражданской войны – событие рядовое, на его основании делать далеко идущие выводы невозможно, говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Он отмечает, что над Дамаском армия Асада восстановила контроль, а медленное восстановление позиций в Алеппо объясняется не успешными действиями повстанцев, а осторожностью действия армии, вынужденной вести операцию в своем городе.

Растущее число перебежчиков показывает, что пребывание на высокопоставленных постах в Сирии опасно: есть угроза ареста военными из-за подозрений в причастности к действиям оппозиции или убийства повстанцами, считает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ Елена Супонина. Главное для Асада – что значительная часть армии и единоверцы из алавитской общины сохраняют ему преданность, отмечает она, тем не менее режим сотрясается от каждого случая бегства чиновника или генерала.