Регуляторы: Мы знаем, как работать

В индустриальном парке «Калуга-юг» тоже происходят очень положительные изменения. Во-первых, популярность [грузовой] техники Volvo и Renault в России неизменно растет – и мы сейчас этот проект существенно расширяем: заложили первый камень в основание завода по производству экскаваторов, я думаю, что в следующем году уже можем ожидать первую продукцию. Также принято решение о строительстве завода по производству кабин для тягачей. Это большие проекты: завод экскаваторов стоит около 150 млн евро и завод кабин – 120 млн евро. Это тоже, конечно же, хорошо, особенно в свете реализации постановления правительства нашей страны о локализации производства.

Анатолий Артамонов

В1974г. окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства. Работал главным инженером совхоза «Шаховский», директором совхоза «Груздовский». В1991г. стал исполнительным директором Обнинского строительно-промышленного АО. В1996г. избирается вице-губернатором Калужской области. С2000г. – губернатор.

Вопрос из зала

– Вы сказали о том, что привлекаете рабочих с других заводов для работы на новых автопредприятиях области. А как участвуют в этом существующие заводы города и области, работающие в других отраслях? В частности, тот же турбинный завод? Ведь у них упали объемы производства и там можно было бы разместить серьезное производство компонентов – в частности, по двигателям. Анатолий Артамонов: Мы никого за руку затащить не можем. Я объявил на нашем совете по промышленной политике, что те, кто хотел бы участвовать в этих поставках, но не может выдержать требуемые параметры качества на своих существующих производствах [могут создавать производства в новых индустриальных парках]. В том числе здесь, в Грабцево, мы готовы предоставить [участки] на тех же самых условиях, а может быть, даже еще более льготных, учитывая, что вы там будете высвобождать площади, земельные участки. Стройте здесь свои цеха, чтобы они дешевые были, ведь у вас сегодня огромный перегруз идет из-за вашего дорогостоящего имущества в себестоимости продукции – и она становится неконкурентной. Надо освободиться от всего этого. Надо продать все лишнее, ненужное, то, что не участвует в производстве, не сидеть на этом как собака на сене, а и создавать новые производства в быстровозводимых цехах, которые имеют гораздо более дешевое отопление, освещение и т.д. Если вы не в состоянии это сделать, мы можем сами построить по вашим требованиям, предоставить вам эти площади в аренду. Размещайте там свои производства, участвуйте в этом, но только лишь одни желания – этого мало. Надо, чтобы были и ваши встречные шаги, чтобы мы современными становились. Ведь что такое сегодня литейка, допустим, моторного завода? Мы специально выезжали, смотрели эту литейку. Там специалисты есть, они очень высококвалифицированные, но работают они на допотопном оборудовании. Значит, давайте переоснащаться. Пожалуйста, я готов в этом помогать вам.

Уважаемые коллеги, от души приветствую вас здесь. Рад, что и в третий раз мы собрались опять в Калуге и не меняем место наших собраний. Если бы, допустим, пять лет назад кто-нибудь сказал, что мы в Калуге будем обсуждать проблемы развития автомобилестроения в нашей стране, вряд ли кто-нибудь в это бы поверил, потому что автомобилестроение вообще отсутствовало в Калужской области. Но на сегодняшний день мы уже сформировали достаточно мощный сектор автомобилестроения. В первом полугодии этого года около 12% всех автомобилей в России были произведены в нашей Калужской области – свыше 130000 машин. И на каждом из наших предприятий четко прослеживается тенденция роста, увеличения объема производства – как самих автомобилей, так и комплектующих.

Производство

Практически на проектную мощность вышел завод Volkswagen. И для нас важно, что руководство концерна сумело сформировать свою производственную и маркетинговую политику, что сегодня очень успешно идут продажи. Важно, что часть этих автомобилей будет оснащена двигателями, которые будут производиться здесь, совсем недалеко.

Предприятия альянса PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors в июле этого года открыли полный цикл производства, и теперь здесь производятся автомобили, которые разработаны специально для российского рынка, это тоже очень важно. Мы думаем, что уже в самом ближайшем будущем запланированные альянсом 125000 автомобилей будут производиться на этой площадке – в индустриальном парке «Росва».

Логистическая инфраструктура

Вслед за этим мы обязаны – и все время об этом говорим – совершенствовать нашу логистическую инфраструктуру. И, например, в этом году в индустриальном парке «Калуга-юг» на заводе Volvo открылся у нас таможенный департамент, это существенно усовершенствовало все процессы: складские, транспортные, обработки грузов...

Рост производства автомобилей неизменно вызывает интерес у тех, кто выпускает комплектующие изделия. К примеру, Volkswagen Polo седан уже на 40% собирается из тех узлов, агрегатов и деталей, которые произведены в нашей стране, и более того, многие из этих комплектующих изделий произведены здесь, в Калуге. Сейчас у нас 15 предприятий – производителей автокомплектующих, 10 предприятий строятся или расширяют свое производство. Очень высокими темпами строится завод Continental, и я думаю, что мы раньше срока будем открывать первую очередь этого предприятия: мне кажется, что к концу следующего года ничто нам не мешает это сделать.

Мы совершенствуем условия для создания кооперационных связей между нашими производителями автокомпонентов – в частности, мы приняли решение о государственной поддержке наших предприятий традиционного бизнеса, тех, кто хотел бы модернизировать свои производства и участвовать в поставке автокомпонентов для наших автопроизводителей.

С учетом интереса инвесторов мы еще на 800 га увеличили площадь земельных участков наших индустриальных парков и также предлагаем ряд площадок, так называемых brown field, – инвестору есть из чего выбирать.

Один из индустриальных парков, который будет располагаться в городе Людиново, будет особой экономической зоной. Это очень важно, и я думаю, что многие обратят на это внимание. В программе Росавтодора запланировано 63 млрд руб. на реконструкцию автомобильной магистрали М3 «Украина» – работы начинаются уже в конце этого года. Я думаю, что в течение трех лет мы можем ожидать завершения этой работы и индустриальный парк «Людиново», конечно, будет очень-очень перспективным: железная дорога там есть – и будет скоростная автомагистраль, которая существенно сократит расстояние для подъезда.

Мы закончили проектирование по аэропорту «Грабцево», проект готов. Со следующего года начинаются интенсивные строительные работы, где-то в марте мы выходим на площадку. И я рассчитываю, что в мае-июне 2013 г. мы должны открыть воздушное пространство нашего аэропорта для международных полетов.

Но, как говорят иногда, то пусто, то густо, и сейчас мы параллельно будем реализовывать два проекта. Речь идет об аэропорте «Ермолино» – это на границе с Москвой теперь уже практически. Нашим партнером по аэропорту «Грабцево» является авиакомпания «Ютэйр», и мы хотели бы видеть ее в качестве нашего партнера в «Ермолино». Этот аэропорт примыкает к индустриальному парку «Ворсино» и будет одним из хабов Москвы. Если, как мы планируем, продлим ветку аэроэкспресса от аэропорта «Внуково» до «Ермолино», то длительность поездки от Киевского вокзала увеличится всего на 20 минут. Я думаю, что это не столь существенно, и мы, конечно же, постараемся создать там все удобства для пассажиров, которые будут пользоваться этим аэропортом.

К этому аэропорту и индустриальному парку примыкает крупнейший логистический комплекс, который мы создаем в рамках модернизации транспортной инфраструктуры города Москвы. Там будет, по сути дела, сухой порт – прежде чем создавать его, мы провели консультации и переговоры со всеми нашими партнерами, которые будут в этом участвовать: это и порт Санкт-Петербурга, и Риги, плюс, как я уже сказал, авиаперевозки, железнодорожные перевозки. Я думаю, что мы будем одним из участников и в том проекте, который сегодня РЖД ведет вместе с компанией Gefco, а Gefco уже наш партнер. Но, кстати говоря, неплохая транспортная инфраструктура уже создана сегодня у нас и в индустриальном парке «Росва».

Кадры и жилье

Также мы постоянно адаптируем инфраструктуру, которая занимается подготовкой кадров. Вы знаете, что мы большие средства вложили в создание учебного центра: в этом году сумма достигла уже 800 млн руб. Причем деньги наши, из нашего бюджета. Сейчас любому региону сказать: «Надо построить учебный центр, затрать 800 млн руб». – не каждый решится. Но мы это сделали. И центр работает очень эффективно – подготовил уже более 7000 специалистов среднего звена. В этом году на открытие нового модуля учебного центра приезжал министр образования Дмитрий Ливанов, он очень высоко отозвался о том, что мы там делаем.

Также существенно модернизируется сейчас наш филиал Бауманского университета, подстраиваясь под требования, которые предъявляются нашей новой экономикой.

Сегодня на всех предприятиях автопрома у нас занято уже более 12000 человек, но это, конечно, только начало. Многие приехали из других регионов – и, что для нас отрадно, наша молодежь достаточно активно возвращается из разных мест, особенно из Москвы, и с удовольствием работает на наших предприятиях.

Мы увеличиваем в разы объемы строительства жилья: если в этом году мы сдаем примерно 650000 кв. м жилья, то в следующем году мы поставили рубеж в 1 млн кв. м. Для чего? Потому что сегодня мы в первой пятерке [в России] по стоимости жилья. Это, конечно, говорит о капитализации нашего региона, но тем не менее нам хотелось бы, чтобы жилье у нас стоило подешевле, для этого мы должны дать как можно больше предложения на рынок. И сегодня к нам пришли крупные девелоперы. Наряду с ПИК и «СУ-155», которые традиционно присутствовали, пришла компания «Авиакор» из Самары и сейчас очень активно застраивает выделенный ей земельный участок площадью 100 га. Там будет построено 10000 квартир в течение трех лет.

Также активна южнокорейская компания SsangYong Construction. Мне вчера сказали, что продажи идут очень активно, хотя у компании еще только нулевой цикл. Что отрадно, покупают квартиры жители Москвы. Я начал интересоваться, а что это за жители, может, это те, которые к нам будут приезжать покататься на лыжах: там горнолыжный комплекс недалеко. Нет, оказывается, это те жители Москвы, которые когда-то уехали из Калуги.

Это ответ на вопрос, который всегда звучал: а кто у нас будет работать? Знаете, если мы создадим хорошие рабочие места, люди будут приезжать охотно. Мы сегодня не боимся никаких кадровых проблем. Надо просто пройти по цехам и поспрашивать, откуда приезжают к нам люди: из Хабаровска, из Новгорода, из Тольятти, из Мурманска, из Архангельска... Откуда только ни приезжают молодые люди, работают и очень довольны. Но, конечно, остается все еще огромное количество калужан, которые мигрируют еженедельно в сторону Москвы, и их семьи не очень-то этим довольны, мягко говоря.

В течение последних двух лет мы понизили количество выезжающих на работу в Москву на 7000 человек, но по-прежнему остается еще около 60000.

Но эти 7000 – это практически прибавление новых рабочих мест. А ведь параллельно у нас высвобождается большое количество людей на наших [традиционных] предприятиях. Я вчера был на турбинном заводе: наша оборонка – это такая вещь, знаете, очень неустойчивая, объем производства там снизился на 1 млрд руб. Соответственно, пропорционально произошло сокращение численности работников, а там были заняты люди высочайшей квалификации – станочники. Им нужна хорошая работа, они не пойдут на абы какую работу. Как раз такие специалисты с воодушевлением восприняли известие о строительстве моторного завода Volkswagen – им нужны вот такие производства.

Социальная инфраструктура

Мы всегда говорим о том, что социальная инфраструктура не должна отставать от наших производственных планов. В следующем году мы намерены удвоить количество гостиничных мест в городе Калуге. Строим детские садики, закрыли практически всю очередь в них. В этом году открыли, как я и обещал в прошлом году, международную школу, которая работает по стандартам IB: все учащиеся этой школы будут получать документы о среднем образовании, которые действуют сегодня в Евросоюзе. Преподаватели со всех концов света туда приехали, ведется преподавание на английском языке. Она не только для детей иностранных специалистов – наши родители сейчас смотрят с вожделением и говорят: «Мы тоже хотим своих детей туда поместить, чтобы они тоже там обучались».

Сейчас мы обсуждаем сразу два проекта строительства гольф-клубов, потому что мне этот немножко надоел вопрос, который мне постоянно задают: почему у вас нельзя поиграть в гольф? Я тоже, кстати говоря, возмущен, потому что у меня целых два комплекта этих клюшек – и они простаивают (смеется). Мне их подарили, и я теперь думаю, как их применять.

Очень много будет сделано в Калуге к 650-летию, которое будем праздновать в 2021 г. Мы намерены коренным образом изменить облик нашего города, благоустроить его. В частности, появится набережная, которая соединит два моста через Оку, это будет великолепная набережная. Мы построим огромный спортивный комплекс на месте сегодняшнего футбольного стадиона: там будет олимпийский плавательный бассейн, ледовая арена, залы для игры в мини-футбол, для танцев и т.д. Огромное количество помещений этой направленности мы соединим подземным переходом с нашим концертным залом – сооружением, в котором можно будет проводить различные мероприятия. В общем, город будет еще более благоприятный для всех.

И, конечно, я хотел бы сказать, что мы сохраним нашу практику взаимоотношений с инвесторами. Мы считаем, что каждый, кто к нам приходит, – наш ребенок, прежде всего для губернатора, и я – как и раньше, так и сейчас – нацеливаю нашу команду на то, чтобы каждый инвестор чувствовал себя здесь абсолютно защищенным. И всегда подтверждаю свою готовность выйти с вами на прямой контакт в случае появления малейших сомнений у вас по поводу дальнейшего продвижения ваших проектов или каких-то неурядиц. Всегда готов оказывать поддержку.