Компартия против распродаж

Китайский Новый год разочаровал ритейлеров: всплеска продаж не случилось. Виноваты политика компартии и мировой кризис, считают эксперты

Новогодние розничные продажи в КНР (с 9 по 15 февраля) увеличились на 14,7% до 539 млрд юаней ($86 млрд), сообщило минторговли страны. Это самый низкий темп роста с 2009 г. (в 2012 г. – 16,2%). Итоги были бы еще хуже, если бы не День cвятого Валентина – праздник совпал с Новым годом и ритейлеры увеличили скидки, отмечает Кэнди Хуан из Barclays.

На Новый год в КНР традиционно приходится пик роста потребительского спроса, рассказывает Фебе Це из Barclays Capital Asia (цитаты по Bloomberg). Но на этот раз люди рассматривали товары, а не хватали мгновенно, как в прошлом году, сетует Твинки Чой из Hong Kong Shiseido.

Провал распродаж может обернуться проблемами для иностранных компаний, которые из-за падения спроса в других странах начали активнее осваивать китайский рынок, считает Джейсон Юань из UOB Kay Hian: «Этот год может оказаться особенно тяжелым для люксовых брендов». Продажи ювелирных изделий и дорогих часов разочаровали, признает Кэролайн Мак из Hong Kong Retail Management Association: «Магазины сообщили, что активнее покупали более мелкие бриллианты». В 2012 г. жители КНР стали самыми активными покупателями товаров класса люкс – 25% глобальных продаж (данные компании Bain & Co. и Bloomberg).

Снижение покупательской активности частично объясняется правительством антикоррупционной кампанией правительства, считает Леон Чжао из Frost & Sullivan. Новое руководство КНР в январе пообещало ужесточить борьбу с коррупцией, которая проникла на самые высокие уровни власти. «Мы должны реагировать на каждое проявление коррупции», – пригрозил новый генсек ЦК КПК Си Цзиньпин, который в марте займет пост председателя КНР.

Угнетает уверенность потребителей и макроэкономическая неопределенность, говорит Це. Всемирный банк прогнозирует увеличение темпов роста экономики КНР с 7,8% в 2012 г. до 8,4% в 2013 г.

Темпы роста потребительских расходов в КНР останутся до 2016 г. одними из самых высоких в мире – около 15% в год по сравнению с 4,5% в США и 3,6% в Великобритании, прогнозирует Economist Intelligence Unit: «В КНР не насыщен спрос, даже стиральная машина есть не в каждой семье».