Регулируемые: Бизнес готов помочь

При этом предположение о том, что бизнес захочет каких-то привилегий за эту работу, ошибочно. Напротив, АФК «Система» исключительно автономно и за счет чистой прибыли уже несколько лет реализует программу «Лифт в будущее» по поддержке и удержанию в России талантливой молодежи – через гранты, стипендии, стажировки, летние научные школы, отраслевые молодежные форумы, сети лабораторий и научно-технических центров, бесплатные образовательные программы и в итоге максимально адекватной способностям занятости. И чем больше партнеров становится у программы, тем больше возможностей получают ее участники – школьники и студенты. Наш расчет не связан с получением компенсации со стороны государства, а находится исключительно в сфере социальной ответственности и будущей выгоды всего российского общества.

Елена Шмелева

В 1996 г. окончила факультет социологии СПбГУ. В 1996–2001 гг. – приглашенный исследователь, в 2001–2005 гг. – генеральный директор исследовательского агентства MARCO (Market Research & Consulting). В 2005–2007 гг. – генеральный директор международного исследовательского института Media Tenor Russia. В 2007–2011 гг. – заведующая кафедрой визуальной журналистики СПбГУ. В 2009–2011 гг. – директор Института медиаисследований СПбГУ, потом перешла в фонд «Система».

Современный мир предъявляет нам новые требования – чтобы обновлять технологии, нужно быстро переучиваться и творчески мыслить, а эти навыки закладываются еще в детском саду и начальной школе. Очевидно, что массовая школа не может ориентироваться на исключительные личности, ей нужно заложить общий объем знаний об окружающем мире, добиться его полноценного усвоения и социализировать ученика. Только для тех, кто обладает уникальными способностями, школа выступает полноценным социальным лифтом, закладывая вместе с семьей или вместо нее индивидуальную профессиональную траекторию. Для всех остальных шанс сделать правильный выбор карьеры в школе практически отсутствует. Бизнес, постоянно заинтересованный в кадрах, должен стать третьей полноправной стороной этого процесса.

Работодатель – партнер

Уже очевидно, что конкуренция переместилась с рынка технологий и ресурсов на рынок труда. Поэтому бизнес все чаще берет на себя функции школы – как средней, так и высшей, создавая собственные образовательные программы, центры, кафедры, – и становится все более озабочен состоянием системы образования, главный недостаток которой видит в слабой мотивации к поиску талантов.

В процесcе поиска талантов на первый план выходит учитель, общение с которым – основной момент для появления любопытства ученика. Обсуждая закон об образовании, эксперты больше всего уделили внимание школьным программам, выпустив из виду самое важное – кто будет учить, как сделать профессию учителя привлекательной? Чтобы заметить и развить талант даже просто способного ученика, надо быть творческой личностью, уметь выявить его и помочь развиться. Для этого нужно самому постоянно совершенствоваться. В этом учителю мог бы помочь бизнес, придя в школу с рассказами о современных технологиях и профессиях, поощряя лучших учеников и педагогов, инвестируя в творческую и научную инфраструктуру. Бизнес должен быть напрямую подключен к работе по подготовке современных учителей, но, к сожалению, новый закон «Об образовании» ничего об этом не говорит. Там вообще нет слова «работодатель».

Без кадров нельзя

Бизнес заинтересован не только в развитии талантливых детей, но и в том, чтобы они оставались, во-первых, в России, во-вторых, в своих регионах. В этом смысле поддержка одаренных детей – задача комплексная. Они должны понимать, что нужны своему региону, стране, что, если они будут последовательны и упорны, у них будет хорошее образование, жилье и работа там, где они родились. Задача региональных властей и бизнеса – проводить политику по поиску, развитию и удержанию ребят. Одним из максимально эффективных механизмов такой политики должна стать профориентация.

В советской политехнической парадигме школьников водили на предприятия и рассказывали о нужных профессиях «на всякий случай». Профориентация была пассивной, стимулируя обязательный выбор из предложенного. Сейчас будет работать только интерактивная форма профориентирования, которая увяжет способности и мечты конкретного школьника с будущим рынком труда. Для этого каждая компания и небольшая фирма должны прийти к школьникам и студентам и открыть им профессиональные перспективы.

Взаимодействию школы и бизнеса мешает нечеткость в определении общих целей. Мне кажется, нужно снова вернуться к вопросу о том, чего мы хотим от школы. Видимо, главное, чтобы из нее выходили образованные люди, которые могут осознанно выбрать свой жизненный путь. Именно в этом всегда было предназначение школьного обучения. Но сейчас жизнь круто изменилась, выбор стал намного сложнее, а ребенок не готов к реальной жизни. И это не изменится, пока молодежь будут натаскивать на сдачу нужных экзаменов. Мы все – школа, семья, бизнес – должны помочь ей сделать этот выбор осознанно.

Новый этап ответственности

В рамках социальных программ для своих сотрудников бизнес мог бы поощрять внимание работающих у него родителей к профессиональному становлению их детей. Огромный эффект могли бы дать программы поддержки семейного воспитания, содействия и помощи в получении образования детьми сотрудников, внедрение института наставничества, участие в развитии образовательных учреждений, вплоть до создания своих частных учебных заведений: у нас это решено на технологической платформе «Лифт в будущее». Можем передать этот инструмент и партнерам.

Известно, что расходы бизнеса на программы по социальной ответственности растут с каждым годом. Поэтому отнесение просветительской работы к разряду целенаправленной социальной ответственности бизнеса и сознательное последовательное стимулирование государством активности в этой сфере позволило бы значительно усилить и консолидировать этот рост.