Игроки: Механизм устранения несовершенств

Чтобы этого не происходило, надо говорить о создании механизма кооперации и вовлечения широкой сети партнеров – и бизнеса, и государства в рамках единого целеполагания. Для иллюстрации сказанного хотелось бы привести в пример и нашу практику развития корпоративных учебных заведений и центров профессиональной подготовки, а также специальных систем социальных лифтов, как, например, корпоративный университет АФК «Система» в МГУ им. М. В. Ломоносова, а также программа по поиску, поддержке и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее». Тогда эта зона, в которой корпоративные расходы позволяют решать как социальные, так и экономические проблемы, будет расширяться, оказывая влияние не только на решение одной проблемы (в нашем примере – развития и востребованности молодых российских талантов), но и на весь общественный контекст, связанный с нею, стимулируя масштабные и устойчивые изменения.

«Система»

Благотворительный фонд. Учредитель – АФК «Система». Расходы на благотворительную деятельность (2011 г.) – 1,8 млрд руб. Создан в 2003 г. для реализации социально значимых проектов АФК «Система».

В разговоре о благотворительности любого типа рано или поздно встает вопрос: нужно ли регулировать благотворительность – и если нужно, то зачем и как? В зависимости от того, как формируются ответы на эти вопросы, зависит само существование благотворительности, ее развитие и результативность. Поэтому я хочу остановиться исключительно на экономическом анализе института благотворительности.

Индивидуальная и коллективная благотворительность связана с восприятием несправедливости рыночного механизма формирования благосостояния. Благотворительность – это поправочный коэффициент в системе экономической оценки труда. Более качественный и профессиональный труд имеет более высокий уровень оплаты, но определение цены каждого уровня произвольно. Благотворительность сглаживает последствия этого произвола за счет добровольного отказа от части полученного вознаграждения за труд.

Корпоративная благотворительность – это тоже компенсация в распределительных отношениях рынка. Цель такого перераспределения может быть весьма разнообразной, но важно иметь в виду, что с точки зрения отдельно взятого участника этой деятельности – работника – такое перераспределение усиливает социальное неравенство: выделенные на благотворительность средства могли бы и должны были быть отданы ему (через фонд оплаты труда). В данном контексте эгоизм и альтруизм, присущие отдельно взятому человеку, переведенные на экономический язык, работают одинаково плохо, так как искажают мотивы трудовой деятельности (практически в одинаковой степени!).

Для того чтобы исключить отрицательное влияние такого искажения на результативность труда, необходимо корпоративную благотворительность сделать органичной частью института корпоративной социальной ответственности (КСО). Подобно тому, как донорская кровь спасает человеческую жизнь, КСО спасает и развивает общественную жизнь, устраняя несовершенство распределительных механизмов. В конечном счете человек, занятый в производстве корпоративного экономического результата, понимает, что благодаря его участию в получении этого результата и благодаря участию корпорации в программах КСО появляется уверенность в будущем и вера в общую справедливость.

Однако это происходит только при непременном условии, что общество в лице государства поощряет социальную ответственность корпоративного сектора экономики путем создания мультипликативного эффекта, когда в сферу КСО системно и в рамках общего целеполагания (но не дублируя действия государства) включаются комплексные программы развития культуры, спорта, образования и поддержки молодых талантов. В нашем фонде есть программы по всем этим направлениям. И очень часто эти программы финансируются бизнесом исключительно за счет своей прибыли, что в целом объективно сдерживает расширение и углубление содержательного наполнения этих программ.

Интеграция в сфере корпоративных социальных проектов и осознание влияния социальных и благотворительных программ на экономические показатели деятельности компаний – два основных приоритета развития российских программ КСО в ближайшие годы.

Я уверена, что и в России в ближайшие годы появятся объективные исследования о позитивном влиянии корпоративной благотворительности на финансы, маркетинг и продажи, управление персоналом, управление рисками. Мировой опыт показывает, что осознание благотворительности как дополнительного ресурса развития бизнеса приводит к росту количества компаний, заинтересованных в участии в жизни общества и, соответственно, к росту инвестиций бизнеса в социальную сферу.