Евробарометр в России Особенности российского оптимизма

Сеть друзей и знакомых выступает основным ресурсом уверенности россиян в собственных силах/ А.Фомин/ PhotoXPress

Оптимистов в России становится больше, но российский оптимизм в отличие от европейского не сильно зависит от материального благополучия. За два года – начиная с 2010-го – оптимизм населения повысился более чем в 1,5 раза. При этом социально-экономическое положение оптимистов не менялось ни к лучшему, ни к худшему.

Положительно на вопрос о том, будет ли 2013 год лучше предыдущего, ответили 38% населения России; 16% жителей страны считали, что наступающий год будет лично для них хуже. При этом большинство – 46% были уверены, что грядущий год не принесет изменений. Самыми оптимистичными оказались безработные и люди с самым низким уровнем дохода, зарабатывающие в среднем до 5000 руб. на члена семьи. Считают ли они, что в следующем году изменения в экономике улучшат их текущее положение? Или, возможно, они уверены, что следующий год принесет позитивные изменения потому, что «хуже уже некуда»?

Оптимизм населения в целом с 2010 г. повысился более чем в 1,5 раза. Респонденты из России смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем жители большинства стран Европы и население США. Важно заметить, что сам по себе оптимизм населения относительно будущего не говорит о социально-экономическом благополучии стран. Самыми оптимистичными оказались жители Нигерии, Ганы, Вьетнама и Бразилии.

В большинстве развитых стран (Германия, Австрия, США, Франция, Канада и др.) оптимистов было на 5–10% меньше, чем пессимистов. Как ни парадоксально, россияне по показателям оптимизма оказались ближе всего к жителям стран Скандинавии. Среди последних, как и среди россиян, оптимистов на 15–20% больше, чем пессимистов. И только в России за несколько лет соотношение оптимистов и пессимистов увеличилось на 50% в пользу первых.

Значит ли это, что россияне стали лучше жить? Или, возможно, они уверены, что в ближайшее время улучшится экономическая или политическая ситуация в стране? Нет. Оптимисты в России удовлетворены экономикой и политикой не больше пессимистов. Они не считают, что за последние несколько лет их благополучие сколько-нибудь изменилось.

В развитых странах рост оптимизма действительно говорит об укрепляющемся чувстве социальной и экономической защищенности. Однако анализ данных исследования «Евробарометр в России» не подтверждает эту закономерность для России. Оптимистичность или пессимистичность ожиданий населения не зависит напрямую ни от оценки респондентом собственного финансового благополучия, ни от реального уровня его дохода. Например, среди людей, зарабатывающих более 50 000 руб. в месяц на человека, оптимистов всего на 5% больше, чем среди тех, чей средний доход на члена семьи составляет 15 000–20 000 руб.

Таким образом, в отличие от европейских стран оптимизм в России не связан с экономическим и социальным благополучием людей. Он определяется субъективной оценкой своих возможностей. Оптимистами оказываются те, кто уверен, что самостоятельно способен изменять свою жизнь к лучшему, и те, кто считает, что их собственное благополучие и благополучие других людей зависит исключительно от их собственных усилий. Позитивные ожидания таких людей от будущего года в 1,5 раза выше, чем у тех, кто уверен, что их благополучие зависит исключительно от внешних факторов.

Иными словами, российские пессимисты в отличие от российских оптимистов считают, что их благополучие и успешность никак не зависит от их усилий, а предопределяется внешними факторами. Поэтому настроение этих людей на 70% сильнее зависит от политических и экономических колебаний – пессимисты думают, что негативные изменения в экономике и политике напрямую отразятся на их благополучии. Напротив, оптимисты уверены, что смогут самостоятельно, своими силами справиться с воздействием внешних факторов, поэтому их ожидания почти не зависят от изменения экономического и политического климата.

Уверенные в собственных силах люди не обязательно успешнее и благополучнее других. Зачастую среди них оказываются и безработные, и люди с очень низким уровнем дохода. В чем их секрет? Что позволяет им быть уверенными в собственной способности изменить свою жизнь к лучшему?

Главное, что отличает уверенных в собственных силах людей, – это высокий уровень социального капитала. Социальный капитал – это количество активных контактов человека. Он состоит из сильных и слабых связей. Сильные связи – это контакты с людьми, которым человек доверяет и к которым он может обратиться за помощью. Слабые связи – это люди, с которыми человек общается, но не поддерживает близких доверительных отношений (коллеги, знакомые).

Как показало исследование, социальный капитал и личные связи выступают одним из главных условий экономического благополучия человека. Они помогают людям устраиваться на работу, в случае необходимости легко брать деньги в долг (в среднем за три дня средний россиянин способен взять в долг около 70 000 руб. у друзей и знакомых) и чувствовать поддержку коллег и друзей в период личных финансовых проблем.

Социальный капитал в России выступает основным ресурсом уверенности в собственных силах. В результате социальный капитал повышает оптимизм в отношении «завтрашнего дня». Большинство респондентов, имеющих высокий уровень дохода и стабильную работу, не уверены в том, что их финансовое и социальное благополучие сохранится даже в течение краткого периода времени – одного года. Единственное, на что они могут положиться, – на личные социальные связи, устойчивые контакты с другими людьми.

Именно поэтому люди с высоким уровнем социального капитала наиболее оптимистично настроены относительно будущего года. Они уверены, что следующий год будет для них лучше, чем предыдущие.

Таким образом, оптимизм россиян связан главным образом с уверенностью в будущем. В отношении большинства экономических ресурсов – таких как финансовое благосостояние и стабильная работа – жители России пребывают в состоянии неопределенности. Напротив, социальный капитал остается фактически единственным ресурсом, в сохранности которого россияне уверены. При этом высокий уровень социального капитала повышает жизненные шансы респондентов. В результате именно количество сильных и слабых связей предопределяет оптимизм населения в отношении будущего – независимо от уровня дохода, наличия работы или текущего финансового благосостояния.