Практика: Очередь у лифта


«Система»

Благотворительный фонд.. Учредитель – АФК «Система». Расходы на благотворительную деятельность (2011 г.) – 1,8 млрд руб. Создан в 2003 г. для реализации социально значимых проектов АФК «Система».

Отнюдь не дежурный интерес к конференции «Социальные лифты и устойчивое развитие бизнеса» со стороны крупных компаний знаменует новый этап, когда увещевания и призывы вкладывать в человеческий капитал обретают вполне жизнеспособные реалии социально ответственного инвестирования.

Для АФК «Система», на предприятиях которой занято более 100 тысяч человек, проблема дефицита квалифицированных кадров стоит особенно остро. Методы его преодоления мы изучили обстоятельно и решили сами искать, привлекать и поддерживать наших будущих специалистов самых разных специальностей.

У нас много высокотехнологичных компаний, поэтому мы очень обеспокоены падением интереса у молодежи к естественным наукам и технике, отсутствием социальных лифтов для талантов из регионов. По этой причине в ноябре 2011 г. мы запустили проект по поиску и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее». Его главная цель – последовательная поддержка школьников и студентов, оказание им помощи в осознанном выборе профессии и организации профессионального роста независимо от места проживания и достатка родителей.

Этот проект отличается двумя важными моментами: во-первых, он адресован не только студентам, но и школьникам 7–11-х классов, во-вторых, он работает как всероссийская молодежная сеть, а это привычная среда общения для молодого поколения.

Фактически это социальный лифт, открытый и прозрачный, который создает точки роста для одаренной и талантливой молодежи. Для школьников и студентов мы создали социальную сеть www.lifttothefuture.ru, где любой же​лающий может зарегистрироваться на портале, создать свой профиль, указать достижения (победы в олим​пиадах, успеваемость, интересы и т.п.). Каждое последующее прояв​ление интеллектуальной активности будет приносить баллы, формирую​щие персональный рейтинг. Лидеры по количеству баллов получают различные привилегии.

«Лифт в будущее» предлагает большой набор привилегий для школьников, студентов, преподавателей и молодых специалистов: бесплатная летняя школа, стипендиальная программа, более ста ежегодных конкурсов и грантов.

Главное – заинтересовать детей и молодежь, поэтому у них перед глазами должны быть привлекательные стимулы: сегодня я решил какой-то кейс, а завтра меня пригласили в летнюю школу или на мастер-классы с «топами» бизнеса, послезавтра – на стажиров​ку за рубежом или в до​черних компаниях АФК «Система» («Башнефть», МТС, Binnopharm, «Медси»).

Чтобы кейсов и привилегий было больше, АФК «Система» активно привле​кает бизнес-партнеров: Microsoft, ABBYY, Cisco, «Лабораторию Касперского», «Роснано», «Сколково» и других.

В нашей летней школе под Звенигородом занятия проходят по трем направ​лениям: физико-математический поток, химико-биологический и ин​женерный, в прошлом году обучение в школе прошли более 100 детей из разных регионов, которым полностью оплатили проезд и проживание. Плюс мы выплачиваем стипендии за лучшие научные работы студентов – 5000 руб. в месяц (за два семестра прошлого года было подано 1408 заявок, отобрано 200 работ).

Связующим звеном между школьниками/студентами и бизне​сом в проекте выступает наставник-куратор. Его задача – помочь участникам разработать индивидуальную траекторию обучения. Мечтает, к примеру, школьник стать биологом, указыва​ет на сайте сферу своих интересов, находит куратора в этой области и задает ему конкретные вопросы: на какие мастер-классы и мероприятия можно пойти, в каких олимпиадах поучаствовать, какой вуз выбрать. Таким образом, к 11-му классу школьник уже четко понимает, чего хочет, и осознанно выбирает буду​щую специальность. Среди кура​торов «Лифта» сотрудники АФК «Система» (180 добровольцев) и преподаватели МГУ, МГТУ, МИФИ, МАИ и других вузов. Сейчас на нашем портале зарегистриро​ваны более 100 тысяч школьников.

Сегодня это наша ключевая программа: из 139 млн рублей, потраченных в прошлом году «Системой» на благотворительность в сфере образова​ния, 54 млн рублей выделено на «Лифт в будущее».

Проекту уже больше года, и мы не можем пока сказать, что у нас трудоустроено столько-то человек, но мы создали платформу для открытого отбора. И если, к примеру, «Башнефти» понадобится 2000 молодых сотрудников, мы пригласим самых активных ребят с нашего портала. И тогда со​циальный лифт в нашем конкретном случае будет открыт. Мы надеемся, что за этих детей потом будем «драться» и мы, и другие работодатели.

Подготовка молодежи к работе в экономике знаний занимает важное место в программе «Лифт в будущее».

Неоценимое свойство бизнеса – быстрое понимание того, кто сколько стоит в смысле способностей к творчеству, имеющему рыночную цену. Например, участие в конкурсах программы «Лифт в будущее» мобилизует воображение, настойчивость, рациональность мышления, психологическую устойчивость (проигрывать тоже надо уметь!). Именно от бизнеса в систему образования идет мощный поток импульсов энергии, заряжающей человека навсегда. При этом бизнесу противопоказано любое усреднение. Скорее наоборот – персональные амбиции становятся особенно востребованными в бизнес-образовании, а разнообразие характеров – гарантия правильного выбора лидеров.

В прошлом году мы начали долгосрочное сотрудничество с компанией Cisco по проекту «Лифт в будущее» в сфере поиска, поддержки и развития талантливой молодежи, имеющей интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Это позволит использовать возможности программы Сетевой академии Cisco – самого большого виртуального «учебного класса» на планете.

Для участников проекта «Лифт в будущее» разрабатываются уникальные развивающие программы с использованием новейших информационных технологий для совместной проектной деятельности и профессиональных коммуникаций с кураторами. Кроме того, участники проекта могут рассчитывать на получение поощрений, связанных с дополнительными возможностями для профессионального роста: стажировок в ведущих отечественных и зарубежных университетах и научных центрах, а также высокотехнологичных компаниях, грантовых программах, специальных стипендий, на участие во всероссийских научных конференциях и конкурсах.

Совместно с корпорацией Intel создаются научные проектные лаборатории – STEM-центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics – Наука, Технология, Инжиниринг, Математика) для учащихся 7–10-х классов. STEM-центры дают возможность почувствовать себя членом реальной научной лаборатории, принять участие в профессиональных исследованиях и реализовать свой собственный научный проект. В 2013–2014 гг. такие центры Intel и проекта «Лифт в будущее» открываются в Москве, Московской области и Нижнем Новгороде.

Масштаб и важность всех этих задач говорит о том, что в одиночку бизнесу их не решить, только в партнерстве с государством и обществом. Однако государство только начинает делать первые шаги к равноправному партнерству с бизнесом. Так, в новом законе «Об образовании» отсутству​ет понятие «работодатель», хотя бизнес должен быть третьим звеном в цепочке «вуз – выпускник – работодатель». Бизнес уже начал самостоятельно искать таланты, соз​давать собственные образовательные программы, центры и кафедры, но полностью взять на себя функции школы или вуза просто невозможно даже по закону.

Большие надежды на развивающееся частно-государственное партнерство (ЧГП), но в сфере образования совместных проектов пока очень мало. Существует множество форм ЧГП, которые позволяют вовлечь в партнерские отношения широкий круг государственных органов власти и управления, государственные корпорации, объединения, кластеры, учебные заведения, общественные организации, благотворительные фонды и бизнес-структуры.

Бизнес готов более активно участвовать в решении вопросов активной социализации личности, внедрения предпринимательских ценностей, которые, разумеется, не сводятся к жажде наживы, а апеллируют к творческому воображению – придумыванию такого, чего еще нет на рынке. Именно такие качества сейчас требуются для успешного бизнеса, но еще больше они будут востребованы в будущем.

Что можно пожелать участникам нашей программы? Верить в себя, заниматься творчеством и не уставать учиться.