Практика: Помогаем осознать ответственность за себя


ОАО «Северсталь»

Металлургическая компания.. Основной владелец – Алексей Мордашов (79,2%), остальные акции в свободном обращении. Капитализация (LSE) – $5,9 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): выручка – $14,1 млрд, чистая прибыль – $762 млн. Производство (2012 г.): стали – 15,1 млн т, чугуна – 10,3 млн т.

Тема социальных лифтов самым прямым образом коррелируется с социальной ответственностью бизнеса. Лейтмотив – повышение качества жизни населения и снижение социальной нагрузки на общество в целом. На примере «Северстали» – практически все социальные инвестиции компании создают социальные лифты или содействуют их появлению: эффект от мероприятий по охране окружающей среды позволяет населению, не меняя традиционных мест проживания, получить другие условия с точки зрения экологии, программы профилактики социального сиротства помогают детям обрести семью, поддержка культуры позволяет трансформировать классическую «дотационную» философию в профессиональную и успешную менеджерскую культуру, ну а программы поддержки малого и среднего бизнеса и социального предпринимательства позволяют тысячам людей обрести работу, развить предприимчивость, стать для общества донором, а не социальной обузой.

Вот несколько конкретных результатов эффективности социальных программ «Северстали». Созданная в 2006 г. по инициативе генерального директора компании Алексея Мордашова комплексная программа профилактики социального сиротства в Череповце позволила значительно снизить остроту этой проблемы не только в этом городе (где из 9 детских домов закрыты 5, потому что дети обрели свои семьи), но и во всех регионах присутствия компании. Более того, благодаря партнерству с региональными и федеральными властями опыт лучших социальных технологий профилактики сиротства передается в другие регионы страны. Так, на средства федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, программа «Дорога к дому» реализовывается во всей Вологодской области, территория которой немногим меньше территории Великобритании. Также в 2012 г. на средства гранта Минэкономразвития по программам фонда «Северстали» «Дорога к дому» обучались 95 НКО и 25 муниципальных учреждений из 21 региона России. Тысячи детей и их семей благодаря работе программы приобрели другой социальный статус и главное – надежду и реальную возможность счастливого и успешного будущего.

Содействие экономическому развитию и социальной стабильности в Череповце стало целью программы «Северстали» «Агентство городского развития», которое было создано в 1999 г. для развития сферы малого и среднего предпринимательства (МСБ) совместно с мэрией города. Вначале наиболее актуальной задачей для агентства стало обучение безработных граждан созданию собственного небольшого бизнеса. Новые малые предприятия должны были, во-первых, обеспечить самозанятость и, во-вторых, способствовать созданию новых рабочих мест. Это позволило тысячам граждан осуществить самореализацию, перейти от проблемного существования к созидательному труду, а также помогло развитию бизнес-среды в Череповце. Так, если в начале перестройки на предприятиях «Северстали» в Череповце трудилось более 50 тысяч человек, то сегодня – 35 тысяч, а в сфере малого и среднего бизнеса города – более 70 тысяч! И именно малый и средний бизнес сегодня на 1/3 наполняет городской бюджет. Конечно, многие из этих предприятий являются ближайшими «аутсорсинговыми» партнерами предприятий «Северстали», и это партнерство только нарастает, что говорит об эффективности социальных инвестиций компании. Более того, со временем спектр задач агентства расширился, и сейчас оно способствует развитию предпринимательства на территории уже всей Вологодской области. Агентство участвует в реализации областной программы поддержки бизнеса и выполняет функции оператора федеральных программ финансовой поддержки предпринимателей. Благодаря агентству только с 2008 по 2011 г. было создано более 2000 субъектов МСБ, что обеспечило новыми рабочими местами более 8000 человек.

Для компании очень ценен опыт партнерства в области социальных проектов. Все социальные проекты реализовываются в тесном сотрудничестве с государством, и, что также значимо, есть уже опыт партнерства с представителями бизнеса: с банком «Уралсиб» осуществлялась программа развития волонтерства по программе «Дорога к дому», при поддержке «Агентства городского развития» «Северстали» и фонда Вагита Аликперова «Наше будущее» в 2012 г. в Череповце открыты 7 предприятий социального предпринимательства. И это партнерство будет продолжено.

Ежегодный грантовый конкурс «Северстали» «Музеи Русского Севера», в котором участвуют от 30 до 60 музеев северных регионов страны, позволяет им не только создать привлекательные для населения проекты, но и содействовать их превращению в центры культуры, использующие все возможности современного культурного менеджмента. Кроме того, компания разработала и начала осуществление совместно с Британским советом программы профессионального обучения менеджеров культуры регионов присутствия, в которой принимают участие уже не только музеи, но и библиотеки, театры, творческие коллективы, частные галереи и т.д. Такое «повышение квалификации» – тоже социальный лифт, который позволит объектам культуры сделать значительный вклад в преобразование «дотационного» сохранения культурного наследия в эффективную творческую среду государственно-частного партнерства.

Поддержка «Северсталью» более чем 20 профильных университетов – это социальный лифт для студентов; шанс получить работу в нашей компании, одного из наиболее привлекательных работодателей в металлургической и добывающей отраслях.

Сегодня перед обществом и государством стоит вопрос: насколько они заинтересованы в продвижении потенциальных кадров, создании реальных возможностей для самореализации огромных масс населения? В этом есть и прагматическая сторона – позволить потенциальным кадрам создавать совокупный ВВП и платить налоги для всеобщего блага или нести дополнительные социальные нагрузки по содержанию тех, кто находится в обществе на низших социальных лестницах и создает существенные проблемы.

Бизнес, по словам генерального директора «Северстали» Алексея Мордашова, считая своей главной задачей инвестиции в развитие предприятий, создание новых рабочих мест и, соответственно, увеличение суммы уплаты налогов, являясь социально ответственным, помогает государству и обществу там, где оно пока нуждается в помощи, и делает эффективными свои социальные инвестиции.

Совершенно очевидно, что сегодня важнейшей задачей является выстраивание эффективного социального партнерства государства, общества и бизнеса, консолидация усилий по социально-экономическим преобразованиям. Не менее важно и включение в это партнерство четвертого участника – СМИ, задача которых – популяризировать единство в обществе, вернуть уважение к людям труда, доверие к предприимчивости и благотворительности. Социальный лифт – это в любом случае совокупность создания возможности и ее реализация. Первая часть зависит от государства, общества и в какой-то степени социально ответственного бизнеса, а вторая – от самого человека, его воли, упорства, трудолюбия. Вот здесь особенно значима роль СМИ (которые тоже бизнес и должны быть тоже социально ответственными) – стать еще одним равноправным партнером в создании социальных лифтов, помочь массам населения осознать ответственность за свое собственное будущее.