Практика: Растим будущих партнеров


На конференции «Ведомостей» о социальных лифтах в обществе многие из выступающих сетовали, что компаний, которые способствуют развитию этих лифтов, мало. И важно, чтобы уровень заботы о возможностях развития ограничивался не только вопросом «Как своих сотрудников поднять на второй этаж?». Пора идти дальше. Как это делает ОАК с олимпиадами по авиации для школьников, АФК «Система» с проектом «Лифт в будущее». Следующий уровень – поднимать на более высокие ступеньки целые индустрии, способствуя росту и развитию потенциальных проектов и людей. Присоединяйтесь, коллеги!

Yandex N.V.

Интернет-компания.. Крупнейшие акционеры (доля в уставном капитале): Аркадий Волож (10,5%), Baring Vostok Private Equity Funds (9,9%), Oppenheimer Funds (6,4%), 62,3% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $9 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): выручка – 28,8 млрд руб., чистая прибыль – 8,2 млрд руб.

Что такое социальный лифт в компании? Это способ дать подняться и помочь в занятии более высокого положения в организации. Но чтобы лифт действовал, необходимо иметь движущую силу – заинтересованность сторон. Внутри компании это желание сотрудников и заинтересованность руководства. Но здесь как раз и кроется загвоздка. «Наши сотрудники выгорели, они безынициативны, где же взять сильных» – такие разговоры я часто слышу на HR-встречах. Многие компании используют для этого корпоративный резерв, проводят дополнительную оценку персонала. Компания «Яндекс» нашла свой способ.

С 2013 г. у нас проводится «Яндекс.Финиш» – внутренний конкурс проектов. Основными целями конкурса являются: найти что-то интересное для пользователей и меняющее жизнь вокруг; найти новые технологические проекты, комплементарные сервисам «Яндекса»; найти проекты, которые потенциально могут работать на компанию. Но есть еще одна важная задача – предоставить обычным сотрудникам возможность представить на суд всей компании свой проект, то есть проявить себя.

Казалось бы, по этому пути идут сегодня многие компании. Чем же отличается этот проект? В первую очередь высочайшей степенью вовлеченностью всей компании в эту работу. За 40 дней с момента объявления конкурса было подано 125 проектных заявок. Требования к проектам высоки. В представляемых презентациях обязательно должны быть освещены: реализуемость (почему это можно сделать), зачем это нужно (монетизация, аудитория, комплиментарность сервисам «Яндекса»), ресурсы (какая команда, деньги). Критерии, по которым оцениваются проекты: полезность для конечного пользователя, технологичность, новизна, монетизация, проработанность. Через три недели после окончания работы комиссии, в которую, кстати, входило и высшее руководство компании, проходили очные презентации проектов-финалистов, за которые голосовала вся компания. Удивительное ощущение – онлайн, разные города, трансляция из других офисов. Настоящий праздник. Что нужно сделать, чтобы не убить подобный проект? Рекомендация ровно одна. Реализовать проекты-победители. В компании примерно раз в три недели информируют о ходе реализации проектов, и это причина, по которой уже сейчас сотрудники вновь готовят заявки на участие в «Яндекс.Финише». Часто коллеги спрашивают, как нам удалось добиться такого уровня вовлеченности. Правильные люди плюс правильная среда и огромный труд большого HR-коллектива. Количество уникальных изобретений «Яндекса» в области развития сотрудников сложно даже в список собрать! Мы взращиваем потенциальных высококвалифицированных специалистов не только для «Яндекса», но и для рынка. У нас есть ШАД (с 2007 г.): знаменитая школа анализа данных, двухгодичный университет по ComputerScience и анализу данных, сотрудничающий с МФТИ, НИУ ВШЭ, Академическим университетом Санкт-Петербурга (АФТУ), ШМЯ (с 2011 г.): очная школа для менеджеров проектов, КИТ (с 2011 г.): курсы для системных администраторов, ШРИ (с 2012 г.): курсы разработчиков интерфейсов, ШКР (с 2013 г.): школа контекстной рекламы.

Но мы не стоим на месте. Развивать IT-рынок, растить себе будущих партнеров – вот в чем более глобальная задача. Мы заинтересованы в появлении новых и интересных идей на рынке, а не только внутри компании. Поэтому уже летом «Яндекс» открывает Tolstoy Summer Camp – экспериментальную мастерскую для тех, кто хочет научиться создавать и запускать стартапы. В рамках двухмесячного курса мы поможем участникам правильно сформулировать или придумать с нуля идею, собрать команду, составить бизнес-план и разработать прототип проекта. Затем участники смогут презентовать его российским и зарубежным инвесторам.

Мы предлагаем свою помощь (экспертизу, площадку и финансы) для того, чтобы идеи других талантливых людей воплотились в работающие проекты. Конечно же, возникает масса вопросов.

Зачем нам это нужно?

Мы хотим, чтобы на рынке появлялось больше интересных проектов, и мы знаем, как им помочь. Мы хотим, чтобы стартапы знали и использовали технологии «Яндекса» в своих проектах. Мы всегда ищем умных, независимых людей и хотим работать с ними – в качестве партнеров или коллег.

Каких целей мы хотим добиться?

Это первый в своем роде проект на российском рынке. В свое время каждая российская интернет-корпорация заводила «карманный» фонд, надеясь найти на рынке интересные проекты и людей. Но никто из крупных компаний, которые принято считать стратегическими инвесторами, до сих пор не брал на себя обязательств системно работать с авторами стартапов. Такие инициативы существуют в других странах, но не у нас. А наша цель – понять, насколько эффективной и полезной для российского рынка и для «Яндекса» может оказаться такая работа.

Что это дает участникам?

Во время мастерской с участниками будут работать ведущие эксперты рынка: успешные предприниматели, пиарщики, журналисты, партнеры и основатели венчурных фондов. Это означает, что у каждого участника будет возможность получить огромный массив знаний и советов по теме, а у «выпускников» нашей мастерской будет шанс попасть в акселерационные программы «без экзаменов» и получить инвестиции от независимых инвесторов.

Какие условия участия?

Отбор будет проводиться в несколько этапов. Сначала письменное задание, затем устное собеседование в Skype. У участника программы может не быть идеи, с которой он идет на проект, или же идея может трансформироваться до неузнаваемости в процессе работы. Мы не берем долю ни в одном из проектов, но в дальнейшем можем инвестировать в них на общих с остальными инвесторами основаниях.

В программе примут участие не только москвичи. География группы невероятна – Владивосток, Орландо (США), Киев, Днепропетровск, Томск, Челябинск, Пенза, Хельсинки, Алма-Ата, Минск и многие другие города. Уже 1 июля 60 участников съедутся в TolstoySummer Camp на два месяца.

Готов ли «Яндекс» финансировать проекты?

По результатам последнего дня работы школы мы наравне с другими приглашенными инвесторами будем оценивать проекты и, возможно, предложим инвестиции тем из них, которые добьются с нашей точки зрения самых впечатляющих результатов.

При чем здесь толстой?

Всё просто: мы работаем на улице Льва Толстого.