Рост ВВП потерялся

Роскошь глазами депутатов/ И.Зарембо/ РИА Новости

Росстат опубликовал структуру ВВП по потреблению за I квартал 2013 г., подтвердив оценку роста ВВП в 1,6% к тому же периоду прошлого года. Однако из структуры следует, что экономика в I квартале не росла вовсе.

Вклад конечного потребления в темп роста ВВП составил 3,1 п. п. Вклад остальных двух слагаемых – валового накопления и чистого экспорта – отрицателен: они отняли у темпов роста ВВП 2,2 и 0,9 п. п. соответственно. Сумма трех слагаемых дает ноль, т. е. получается, рост экономики в I квартале составил 0%.

Это очень странно, удивляется Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики: погрешность в 1,6 п. п. слишком велика. Но и нулевой рост не подтверждается: коллега Миронова Николай Кондрашов обращает внимание на аномально большое статистическое расхождение – 441,1 млрд руб., которые Росстат пока не смог отнести ни к одному из компонентов ВВП. Обычно масштаб статистического расхождения на порядок меньше, а часто со знаком минус. Если этот «ничейный» объем прибавить к валовому накоплению, то его вклад составит не минус 2,2 п. п., а плюс 0,8 п. п., а рост экономики в I квартале – 3%, посчитал Кондрашов: «Это не значит, что рост был таким, – это просто показывает, насколько значим масштаб статистического расхождения».

Статистическое расхождение – это то, что пока невозможно распределить, так как нет информации, сказал «Ведомостям» руководитель Росстата Александр Суринов: «Поэтому и предусмотрено несколько оценок, что заложено во всех методиках – по мере поступления информации статрасхождение должно сокращаться. Но когда и в какой пропорции – пока не можем сказать».

Скорее всего Росстат недооценил запасы, полагает эксперт: именно они, как следует из данных Росстата, обрушили валовое накопление – по итогам квартала оно сократилось почти на 13% – и в итоге обнулили рост ВВП. Оценка запасов – всегда самое сложное, отмечает Кондрашов. Но по косвенным данным, например по опросам предприятий, которые проводят Росстат и Институт Гайдара, сброса складских запасов не было (такое происходило в кризис). Нулевой рост промышленности по итогам квартала также свидетельствует, что она сохраняла объемы выпуска, а не распродавала складские излишки. Источник подобного снижения накопления неясен и в итоге не сходится весь баланс, резюмирует Кондрашов: «Анализировать такие данные проблематично».