Жанны и Будды

Главной героиней Зальцбургского фестиваля станет Жанна д'Арк, а одной из центральных тем – поиск единства музыкальных традиций Европы и Азии
«Люций Сулла» Моцарта попал в окружение Орлеанских дев/ Salzburg Festspiele

Сегодня вечером в средневековой крепости Хоэнзальцбург, что возвышается над Зальцбургом, пройдет народное гулянье с фейерверками, салютом и фотосессиями. Пышному открытию летнего Зальцбургского фестиваля придана подчеркнуто демократическая интонация. Но фестиваль остается элитарным предприятием. Правда, будущее его пока не очень предсказуемо: нынешний интендант Александр Перейра, не пробыв на должности и двух лет, уходит в La Scala.

На фестивале, как обычно, выступают ведущие оркестры Европы, приезжают раскрученные солисты – Евгений Кисин, Григорий Соколов, Вадим Репин; блистают именитые дирижеры – Марис Янсонс, Зубин Мета, Кристиан Тилеманн, Риккардо Мути. В целом набор остался прежним. Но в концертной панораме не ощущается подлинно творческого подхода: организаторы идут по проторенным дорожкам. Симфонические программы выглядят тривиально; в сериях камерных концертов не прослеживается объединяющей идеи. Репрезентация музыки современных авторов выглядит блекло, не так зазывно и интригующе, как это было в прежние годы, при Маркусе Хинтерхойзере.

Сквозных тем по большому счету три. Первая – Жанна д'Арк. Деве-воительнице посвящены концертные исполнения опер – «Жанна д'Арк» Вальтера Браунфельса (дирижер – руководитель Питсбургского оркестра Манфред Хонек) и «Жанна д'Арк» Верди (в титульной партии – Анна Нетребко). В драматической части программы есть драма Шиллера «Орлеанская дева» в постановке Михаэля Тальхаймера.

Вторая по значимости сквозная тема – внушительный блок ораториальных сочинений сакрально-церковного плана, объединенный общим подзаголовком Ouverture Spirituelle. Эта серия как раз и удлиняет фестиваль, начинаясь с 19 июля. Задействованы маститые «старинщики» – дирижеры Николаус Арнонкур и Томас Хенгельброк, а также японские ансамбли традиционной музыки.

В «Увертюрах» есть оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна и Реквием Моцарта. Но наметился и поворот в сторону буддийской традиции. Ритуальные буддийские гимны и гагаку причудливо соединяются в одном концерте с григорианскими хоралами: поиски высшего единства культур Европы и Азии сейчас актуальная тенденция.

В эту же серию органично встраиваются опусы двух маститых японских композиторов разных поколений – Тори Такемицу, умершего в 1996 г., и его ученика, уже превзошедшего славой учителя, – Тошио Хосокавы. Фактически по количеству представленных сочинений Хосокава – негласный композитор-резидент нынешнего фестиваля, хотя официально об этом не объявлено.

Официальный композитор-резидент фестиваля – британец старшего поколения Харрисон Бертуистл, большую часть жизни пребывавший в тени своего великого соотечественника Бенджамина Бриттена и вышедший из нее только после смерти старшего соперника. По иронии судьбы в год юбилея Бриттена в Зальцбурге чествуют Бертуистла, вплотную приблизившегося к 80-летию. В оперную программу включена его третья опера – «Гавейн», премьера которой состоялась в 1968 г.: на этой премьере Бриттен демонстративно удалился из зала.

Либретто оперы основано на средневековой легенде «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Постановочный состав многообещающий: в прошлом году тот же дирижер, Инго Метцмахер, в партнерстве с литовцем Алвисом Херманисом поставил на фестивале «Солдат» Циммермана, спектакль имел беспрецедентный успех.

Кроме двух «Жанн» и «Гавейна» в оперную программу включены еще пять названий: «Люций Сулла» – ранняя опера-сериа Моцарта, «Норма» Беллини, «Так поступают все» Моцарта. 200-летие Верди отметят на фестивале постановками «Дон Карлоса» и «Фальстафа», а 200-летие Вагнера – «Нюрнбергскими мейстерзингерами» в постановке Стефана Херхайма и «Риенци» в концертном исполнении.