Трубку снимет африканец

В 2003 г. выпускники бизнес-школы HEC Юссеф Храиби и Франк Полиззи основали в Марокко компанию Outsourcia. Сейчас в ней работают около 600 человек, а годовая выручка превысила $14,6 млн
Многие сотрудники африканских колл-центров готовы работать сверхурочно/ Finbarr O'Reilly/ REUTERS

Храиби вырос в небогатой семье, относящейся к среднему классу, а заниматься предпринимательством начал, еще учась в престижной французской бизнес-школе HEC Paris. В конце 1990-х он вместе с однокашником создал в Париже компанию Marketo, предоставлявшую платформу B2B для продавцов и покупателей малых и средних предприятий. В 2001 г. эта компания была продана корпорации Vivendi (сумма сделки не разглашалась).

В 2003 г. Храиби, работавший тогда в телекоммуникационной компании Orange, совместно с коллегой по работе Франком Полиззи организовал один из первых в Марокко колл-центр Outsourcia. Первоначальные инвестиции составили 100 000 евро. Их партнеры по бизнесу взяли из личных сбережений. У каждого из партнеров был уже опыт ведения бизнеса. В свое время Полиззи основал небольшую телефонную компанию, которая затем была приобретена Orange. Он разбирался в особенностях работы колл-центров, а Храиби был специалистом по телекоммуникациям. Компаньонам удалось создать узнаваемый бренд и привлечь клиентов, до того как этот рынок стали осваивать другие компании.

Выгодное положение

Опыт Outsourcia показывает, что даже небольшая компания может вести международный бизнес и при этом использовать преимущества нахождения в развивающейся стране вроде Марокко. В Марокко у Outsourcia несколько офисов, включая штаб-квартиру в Касабланке, еще три офиса действуют во Франции. Из Касабланки в Париж ежедневно следуют девять авиарейсов, и Храиби часто летает во французскую столицу. Впрочем, интернет позволяет регулярно проводить виртуальные совещания совета директоров в режиме видеоконференции.

Действующие в Марокко правила, направленные на поощрение бизнеса, избавили Outsourcia от подоходного налога в течение первых пяти лет, а поскольку компания офшорная, то и бремя социальных налогов у нее не очень тяжелое. Кроме того, государство компенсирует Outsourcia часть расходов на подготовку персонала.

Желая обезопасить себя от случайностей, Outsourcia решила не полагаться лишь на один источник дохода - она стремится оказывать услуги как можно большему числу представителей разных отраслей. «У нас 50 клиентов, т. е. мы ведем 50 небольших операций, - рассказывает Храиби. - Не хотелось бы зависеть от кого-то одного. Во Франции многие корпоративные клиенты предпочитают партнерство с компаниями вроде нашей, а не с каким-нибудь гигантом, лидером отрасли. У нас очень сильна консалтинговая составляющая. К примеру, мы создали своеобразную лабораторию, предлагающую клиентам заказные платформы для тестирования и обучения, позволяющие опробовать новые решения в области CRM. Анализируя результаты, мы составляем рекомендации относительно эффективности новых подходов, целесообразности аутсорсинга и офшорных схем для конкретных случаев».

Африканский Хайдарабад

Марокко стала более дружественной по отношению к бизнесу, чем ее соседи, около 15 лет назад.

Сейчас на пространстве между Рабатом и Касабланкой действуют сотни компаний, в них занято примерно 55 000 человек. В числе прочего они предлагают услуги колл-центров и других видов аутсорсинга. Для европейцев, в первую очередь франкоговорящих, Северная Африка превращается в инновационный регион, подобный индийскому Хайдарабаду.

Когда финансовый кризис поразил Европу, над аутсорсинговым бизнесом в Марокко нависла серьезная угроза. Если в 2010 г. темпы роста в этом сегменте достигали 17% в год, то к 2012 г. показатель сократился до 10%, а в нынешнем году он, как ожидается, упадет до 5%. Прошлым летом Храиби и ряд других руководителей марокканских аутсорсинговых компаний предложили правительству Франции план сокращения операций зарубежных колл-центров с целью увеличить число рабочих мест в Марокко.

Outsourcia всегда старалась выделиться качеством своих услуг, а не преимуществом в ценах. И хотя клиенты в большинстве случаев склонны всячески минимизировать свои расходы, Храиби с гордостью заявляет им, что цены на его услуги не самые низкие на рынке.

«У нас свой подход к бизнесу, - говорит глава Outsourcia. - Вероятно, наши цены вдвое ниже, чем где-нибудь во Франции, но по марокканским меркам они вовсе не низкие. Наш офшорный аутсорсинг строится на принципе создания добавленной стоимости для наших клиентов и клиентов наших клиентов».

Два года назад Outsourcia запустила социальную сеть, помогающую клиентам взаимодействовать с их заказчиками на базе Facebook и Twitter. «Мы первыми в Марокко заявили, что социальные сети должны стать важным каналом для управления отношениями с клиентами», - утверждает Храиби.

Академия снятых трубок

Значительную долю сотрудников компании составляют специалисты по разработке решений, ведущие одновременно несколько проектов с разными клиентами на разных платформах. Многие специалисты были наняты компанией через собственное кадровое агентство, Offshore Academy. В его базе данных имеется примерно 30 000 резюме, и эта база постоянно обновляется. «Одним из основных направлений у нас сейчас является привлечение талантливой молодежи, - продолжает Храиби. - Когда мы нанимаем человека, то обращаем внимание на такие черты, как самостоятельность, креативность, честность и гибкость».

В числе прочих обучение в Offshore Academy проходят и сотрудники конкурирующих компаний. Храиби признает, что его компания скорее ближе к американским аналогам, чем к французским. Руководители высшего звена мотивированы перспективой стать партнерами и получить долю в компании. Многие сотрудники добровольно продлевают свой рабочий день за пределы положенных восьми часов. Сам Храиби, по его словам, работает не менее 60 часов в неделю. На компанию работает около 600 человек, ее годовой доход составляет $14,6 млн.

Даже в неблагополучном 2010 году, когда мировая экономика переживала финансовый кризис, Outsourcia не только осталась на плаву, но и сумела приобрести французскую компанию Ascom, управляющую колл-центром под Парижем. Секрет успеха - отношение ко всем сотрудникам как к потенциальным лидерам, подчеркивает Храиби.