РЖД спасут нефть и дивиденды

Правительство готовит новые исключения из планируемой на следующий год нулевой индексации тарифов естественных монополий. Стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге может вырасти на 6%
Нефтяники могут стать единственными клиентами РЖД, которым повысят в 2014 г. тарифы./ Дмитрий Рогулин/ ИТАР-ТАСС

Решение о нулевой индексации тарифов естественных монополий правительство приняло две недели назад. Правда, оно коснется только промышленных потребителей, для населения тарифы вырастут на величину планируемой инфляции. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял тогда, что от замораживания железнодорожных тарифов «больше всех выиграют нефтяники».

Крупнейший клиент РЖД - «Роснефть». В 2012 г. объем перевозок нефти «Роснефти» по железной дороге вырос на 4% до 42,3 млн т (16,3% от общего объема перевозок нефти и нефтепродуктов). Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Башнефти» и «Лукойла» отказались комментировать инициативу правительства. Источник, близкий к одной из компаний, предположил, что из-за роста тарифов придется поднимать цены на нефтепродукты.

Как оказалось, он поторопился. Чиновники обсуждают повышение в 2014 г. тарифа РЖД на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6%, рассказали «Ведомостям» два профильных федеральных чиновника. Эта мера обеспечит РЖД доход в 18 млрд руб., говорит один из собеседников «Ведомостей». Пресс-секретарь премьера Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила: такую меру обсуждают. Но решение пока не принято, отметила она.

Предложение повысить тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов продиктовано тем, что это самый доходный для РЖД вид груза. А цены на продукцию нефтяных компаний в отличие от угольщиков и металлургов держатся на высоком уровне, говорит один из собеседников «Ведомостей». Из-за высокой стоимости перевозок нефти и нефтепродуктов стоимость перевозки других грузов низкая, такое субсидирование изначально было заложено в тарифное руководство РЖД («Прейскурант 10-01»), сказал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Например, доходность перевозок нефтепродуктов в пересчете на тонно-километры в 2 раза выше, чем перевозок угля, а перевозок нефти - почти в 5 раз выше, чем перевозок угля на экспорт, отмечает он.

За счет нефтяных компаний правительство планирует наращивать доходы не только РЖД, но и федерального бюджета.

В пятницу депутаты Госдумы одобрили поправки в Налоговый кодекс, которые снижают пошлину на экспорт нефти с 60 до 59%, но повышают НДПИ в течение трех лет: на 4,9% до 493 руб., 530 руб. и 559 руб. за тонну нефти соответственно. Это увеличит доходы бюджета на 175 млрд руб., подсчитал Минфин.

После объявления федеральных чиновников о намерении заморозить в 2014 г. тарифы на услуги естественных монополий президент РЖД Владимир Якунин начал «пугать» правительство массовыми сокращениями и убытком для его компании. По данным Якунина, из-за отказа от индексации тарифов убыток РЖД составит 60,1 млрд руб., недополученная выручка - 93,2 млрд руб. Кроме того, компании пришлось бы сократить 62 000 сотрудников. Финансирование инвестпрограммы РЖД при сдерживании роста тарифов сократится почти в 7 раз к запланированному уровню - до 56,6 млрд руб. (ранее монополия рассчитывала потратить в 2014 г. 389,4 млрд руб.).

В ответ чиновники разработали «комплекс мер», позволяющих РЖД избежать убытка. Помимо индексации на 6% тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов они включают отказ от повышения зарплат для работников монополии (даст 10 млрд руб.), оптимизацию системы закупок - 8 млрд руб., рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Кроме того, в пятницу совет директоров РЖД решил не выплачивать дивиденды за 2012 г. До этого планировалось, что государство как единственный владелец компании получит от нее 14,1 млрд руб. Таким образом, общая экономия за счет предложенных правительством мер составит 63,1 млрд руб., а РЖД сможет показать прибыль.

Представитель РЖД не стал комментировать инициативу правительства.