Жулики и Вуди
В прокат выходит трагикомедия «Жасмин» (Blue Jasmine), самый литературный фильм Вуди Аллена, фактически экранизация хрестоматийной пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»Кейт Бланшетт играет, конечно же, Бланш Дюбуа. Неважно, что героиню теперь зовут Жасмин и приезжает она не в бедный квартал Нового Орлеана, а в Сан-Франциско. То есть, с одной стороны, «Жасмин» примыкает к «Матч-пойнт» (2005), вольному алленовскому парафразу «Американской трагедии», а с другой - вписана в серию туристических зарисовок («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Римские приключения»), которыми Вуди Аллен развлекается в последние пять лет. Сан-Франциско у Аллена не такой открыточный, как Париж или Барселона, но тоже показан глазами туриста (даже жаль, что героиня не идет смотреть на знаменитый пирс 39, облюбованный морскими котиками. Но все-таки не может не пройти по не менее знаменитому Чайнатауну).
Новость в том, что Вуди Аллен на удивление точно следует сюжету Уильямса. Это не «Матч-пойнт», где роман Драйзера был только основой, и тем более не привычные пародийные аллюзии и цитаты, которых у Аллена всегда не счесть (одна из самых смешных была в «Спящем», где Вуди сам изображал Бланш Дюбуа и произносил ее коронную реплику «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного»). В «Жасмин» отличий от пьесы не больше, чем бывает в современных сценических интерпретациях классики, над которыми Вуди Аллен, кажется, мимоходом иронизирует, плодя уильямсовских персонажей простым делением.
Сестра героини (Салли Хоукинс) теперь не родная, а сводная, у нее двое детей и вполне приличная квартира (которую привыкшая к манхэттенской роскоши Жасмин все равно считает дырой).
Сестрин муж, поляк Стэнли Ковальский (которого в хрестоматийной голливудской экранизации 1951 г. играл Марлон Брандо), раздвоился на бывшего мужа, тоже поляка (Эндрю Дайс Клей), и нового бойфренда (Бобби Каннавале), молодого, но такого же неотесанного, как прежний.
Раздвоился и персонаж, с которым у героини намечаются новые отношения: если в «Трамвае «Желание» Бланш была готова сблизиться со знакомым Ковальского, скромным слесарем, то Жасмин отшивает такого сразу же и ближе к финалу встречает мужчину мечты, вдовца-дипломата с видами на серьезную политическую карьеру (Питер Сарсгаард).
Но главное, Вуди Аллен уделяет гораздо больше внимания (практически половину фильма) прошлому героини и ее покойному мужу (Алек Болдуин). О, это был роскошный мужчина, Жасмин любит рассказывать о том, как красиво они с Хэлом жили на Манхэттене, какие закатывали приемы, какие вещи он ей дарил. Про Хэла мы слышим еще до прибытия Жасмин к сестре. Героиня Кейт Бланшетт рассказывает о нем пожилой соседке в самолете, продолжает на эскалаторе в аэропорту, у транспортера с багажом, по которому ползут ее сумки Louis Vuitton. Соседка не слышит половины монолога (а второй половины не понимает), но Жасмин это совершенно неважно, она разговаривает сама с собой, и тем многословнее, чем больше выпьет. А пьет она постоянно, как и Бланш Дюбуа. И так же врет. Точнее, забалтывает правду о прошлом. Не только о том, что блестящий муж-финансист был жуликом, но и о том, какую роль сама Жасмин сыграла в его падении.
Похожим образом и Вуди Аллен забалтывает непривычно прямолинейную мораль «Жасмин», размножая персонажей Теннесси Уильямса и сочиняя для героини Кейт Бланшетт комические унижения (учеба на компьютерных курсах, работа секретаршей у стоматолога). К финалу фильма прошлое Жасмин обрастает жестким каркасом причинно-следственных связей, и Аллен предъявляет их с неумолимостью прокурора. Новой американской трагедии, однако, не получается, просто классик осерчал.
В прокате с 26 сентября