Жулики и Вуди

В прокат выходит трагикомедия «Жасмин» (Blue Jasmine), самый литературный фильм Вуди Аллена, фактически экранизация хрестоматийной пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»
Героиня Кейт Бланшетт редко расстается со стаканом./ OUTNOW.CH

Кейт Бланшетт играет, конечно же, Бланш Дюбуа. Неважно, что героиню теперь зовут Жасмин и приезжает она не в бедный квартал Нового Орлеана, а в Сан-Франциско. То есть, с одной стороны, «Жасмин» примыкает к «Матч-пойнт» (2005), вольному алленовскому парафразу «Американской трагедии», а с другой - вписана в серию туристических зарисовок («Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Римские приключения»), которыми Вуди Аллен развлекается в последние пять лет. Сан-Франциско у Аллена не такой открыточный, как Париж или Барселона, но тоже показан глазами туриста (даже жаль, что героиня не идет смотреть на знаменитый пирс 39, облюбованный морскими котиками. Но все-таки не может не пройти по не менее знаменитому Чайнатауну).

Новость в том, что Вуди Аллен на удивление точно следует сюжету Уильямса. Это не «Матч-пойнт», где роман Драйзера был только основой, и тем более не привычные пародийные аллюзии и цитаты, которых у Аллена всегда не счесть (одна из самых смешных была в «Спящем», где Вуди сам изображал Бланш Дюбуа и произносил ее коронную реплику «Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного»). В «Жасмин» отличий от пьесы не больше, чем бывает в современных сценических интерпретациях классики, над которыми Вуди Аллен, кажется, мимоходом иронизирует, плодя уильямсовских персонажей простым делением.

Сестра героини (Салли Хоукинс) теперь не родная, а сводная, у нее двое детей и вполне приличная квартира (которую привыкшая к манхэттенской роскоши Жасмин все равно считает дырой).

Сестрин муж, поляк Стэнли Ковальский (которого в хрестоматийной голливудской экранизации 1951 г. играл Марлон Брандо), раздвоился на бывшего мужа, тоже поляка (Эндрю Дайс Клей), и нового бойфренда (Бобби Каннавале), молодого, но такого же неотесанного, как прежний.

Раздвоился и персонаж, с которым у героини намечаются новые отношения: если в «Трамвае «Желание» Бланш была готова сблизиться со знакомым Ковальского, скромным слесарем, то Жасмин отшивает такого сразу же и ближе к финалу встречает мужчину мечты, вдовца-дипломата с видами на серьезную политическую карьеру (Питер Сарсгаард).

Но главное, Вуди Аллен уделяет гораздо больше внимания (практически половину фильма) прошлому героини и ее покойному мужу (Алек Болдуин). О, это был роскошный мужчина, Жасмин любит рассказывать о том, как красиво они с Хэлом жили на Манхэттене, какие закатывали приемы, какие вещи он ей дарил. Про Хэла мы слышим еще до прибытия Жасмин к сестре. Героиня Кейт Бланшетт рассказывает о нем пожилой соседке в самолете, продолжает на эскалаторе в аэропорту, у транспортера с багажом, по которому ползут ее сумки Louis Vuitton. Соседка не слышит половины монолога (а второй половины не понимает), но Жасмин это совершенно неважно, она разговаривает сама с собой, и тем многословнее, чем больше выпьет. А пьет она постоянно, как и Бланш Дюбуа. И так же врет. Точнее, забалтывает правду о прошлом. Не только о том, что блестящий муж-финансист был жуликом, но и о том, какую роль сама Жасмин сыграла в его падении.

Похожим образом и Вуди Аллен забалтывает непривычно прямолинейную мораль «Жасмин», размножая персонажей Теннесси Уильямса и сочиняя для героини Кейт Бланшетт комические унижения (учеба на компьютерных курсах, работа секретаршей у стоматолога). К финалу фильма прошлое Жасмин обрастает жестким каркасом причинно-следственных связей, и Аллен предъявляет их с неумолимостью прокурора. Новой американской трагедии, однако, не получается, просто классик осерчал.

В прокате с 26 сентября