Больше бензина на биржу

Нефтяные компании должны продавать больше бензина на бирже - не 10% производства, а 20%, считает Минэнерго

Нефтяники сегодня выполняют требования приказа. Согласно данным Санкт-Петербургской товарной биржи «Роснефть» реализовала в августе 139 500 т бензина (13,3% производства), «Газпром нефть» - 81 800 т (10,8%), «Башнефть» - 86 600 т (24,3%), «Лукойл» - 76 700 т (12,6%), «Сургутнефтегаз» - 42 300 т (20,4%). Данных за сентябрь пока нет.

Минэнерго и ФАС могут увеличить рекомендуемый к продаже на бирже объем бензина с 10 до 15-20%, сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Такое же решение обсуждается и по другим нефтепродуктам. Почему это предлагается сделать, Молодцов не объяснил. В апреле 2013 г. Минэнерго и ФАС подписали совместный приказ (вступил в силу в сентябре), установивший минимальный объем топлива, который компании должны продавать на бирже. Это не менее 10% от производимого бензина и авиакеросина, 5% - дизтоплива и 2% - мазута. Адресные сделки в расчет не принимаются.

Получить комментарии представителя ФАС вчера вечером не удалось. На прошлой неделе начальник управления ФАС Дмитрий Махонин говорил «Ведомостям», что не видит предпосылок для внесения изменений в приказ, который проработал всего месяц. По его мнению, сейчас необходимо усилить контроль за его исполнением.

«Если это решение Минэнерго и ФАС будет принято, «Лукойл» изучит эти рекомендации и примет решение», - отметил представитель «Лукойла», добавив, что предыдущие рекомендации компания выполняла. «Роснефть» реализует топливо на бирже регулярно, равномерно и перевыполняет нормативы, говорит представитель компании. Представитель «Газпром нефти» от комментариев отказался. Получить комментарии представителя «Башнефти» не удалось.

Увеличение норм продаж - это наиболее простой путь, но неэффективный, считает источник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний. «Например, сейчас, в период пикового спроса, когда многие заводы становятся на плановый ремонт, увеличение нормативов приведет к тому, что компании выйдут на биржу не только как продавцы, но и как покупатели - добирать недостающие объемы. И к чему это приведет? Только к росту цен», - объясняет он. По его мнению, главная проблема биржевых торгов - это адресные продажи, которые у некоторых компаний доходят до 80%, поэтому задача - улучшить сами торги, чтобы компании торговали на бирже не номинально, а реально и регулярно. Источник в другой нефтяной компании говорит, что увеличение биржевых продаж приведет к тому, что компания не сможет выполнить свои обязательства по прямым контрактам.

Задача биржи - формировать индикатор цен на нефтепродукты. Но 10% по бензину слишком мало, чтобы обеспечить ликвидность, считает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. «Важно не только обеспечить объемы, но и обеспечить выполнение правил торгов», - говорит он.