Обслужили электронно

В этом году жители Татарстана получат свыше 22 млн электронных услуг - на 40% больше, чем в 2012 г. Аудитория отдельных сервисов составляет уже четверть населения республики

За девять месяцев 2013 г. количество личных кабинетов на портале госуслуг Татарстана выросло втрое: из 3,8 млн жителей кабинеты есть у 750 000 человек, сообщил глава минсвязи республики Роман Шайхутдинов на организованном «Ведомостями» форуме «Информатизация как стимул развития регионов России». Личные кабинеты позволяют подписаться на sms- и e-mail-уведомления о штрафах, о счетах за коммунальные услуги и проч. Сейчас республиканский портал госуслуг поддерживает 155 электронных сервисов, в прошлом году опциями воспользовались 16,3 млн раз, сказал Шайхутдинов. В 2013 г., по прогнозам минсвязи РТ, количество оказанных электронных услуг увеличится на 40%.

В Самарской области (население - 3,2 млн человек) до конца года в электронный вид переведут 328 госуслуг, а на едином портале зарегистрировано около 170 000 пользователей, говорит пресс-секретарь областного департамента информационных технологий и связи Владимир Силантьев. Портал госуслуг Нижегородской области (3,2 млн человек) включает 147 услуг; на федеральном портале госуслуг личные профили имеют 90 000 жителей области, сказано в ответе пресс-службы областного правительства «Ведомостям».

По словам Шайхутдинова, среди электронных услуг более всего востребованы оплата штрафов за нарушение ПДД, подача заявлений на регистрацию брака (более 90% заявлений подано дистанционно) и в детские сады (свыше 40 000 заявлений в 2012 г.). В Самарской области самые популярные - подача заявления на загранпаспорт, обслуживание штрафов и платежей ЖКХ, а также услуги по линии минтруда (реестр вакансий, информация о пособиях по безработице, материнском капитале), рассказывает Силантьев. Жители Нижегородской области чаще всего нуждаются в оформлении заявлений в загс, постановке на учет в детские сады и регистрации рождения ребенка. Чуть менее половины выданных за пять месяцев 2013 г. загранпаспортов оформлены через портал госуслуг.

Популярность отдельных услуг в электронном виде не всегда отражает реальную потребность: иногда «смотрят то, что показывают», говорит член комиссии Общественной палаты РФ по науке и инновациям Антон Коробков-Землянский. Оптимальный вариант - составить единый перечень электронных опций, при этом позволив регионам выбирать дополнительные на собственное усмотрение, считает он. Развитие информационных технологий в регионах во многом зависит от политической воли их руководителей, поэтому ситуация в этой сфере разбалансирована, продолжает Коробков-Землянский.

Шайхутдинов считает, что на федеральном уровне будут опережающими темпами развиваться электронные услуги в трех направлениях: здравоохранение, ЖКХ, рынок труда. Жители Татарстана, начавшие пользоваться услугами в электронном виде, переходят на мобильные устройства, отметил министр; сейчас в РТ разработаны мобильные приложения для 15 услуг.

В республиканской системе «Электронное образование», запущенной в 2009 г., сейчас около 900 000 пользователей (90 000 учителей, 420 000 учеников и 350 000 родителей), или 25% населения Татарстана, отметил он. В систему интегрированы все учреждения начального, среднего и дополнительного образования, а в будущем к ней подключат и высшее образование. Система содержит методические материалы для школьников и учителей, дает возможность отслеживать расписание занятий и успеваемость учащихся. Правда, отдельные функции работают не везде: в профилях некоторых учреждений нет информации о расписании, а некоторые школы, по словам их сотрудников, не перешли на электронные дневники.

Согласно указу президента России «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2015 г. услуги в электронном виде должны получать не менее 70% населения. Это приводит к тому, что людей «загоняют» на онлайн-услуги, не оставляя альтернативы, отмечает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Ежегодно на поддержание госпорталов тратится примерно 240 млн руб., при том что большинство сервисов некачественны и создаются не для удобства, а для достижения целевого показателя, считает он. При переходе на электронные формы госуслуг без потемкинских деревень не обойтись, соглашается Коробков-Землянский, но регионы заинтересованы в развитии информатизации, так как она позволяет существенно сократить штат госслужащих.