Гальванизация России

В рейтинге Doing Business - 2014 Россия взлетела на 92-е место, войдя в топ-3 стран по числу антибюрократических реформ. Подняться выше будет сложнее: нужны правовые реформы
Упрощение подключения к энергосетям подняло Россию в Doing Business/ С. Портер/ Ведомости

В Doing Business - 2014 Россия поднялась на 19 ступеней и вернулась в первую сотню - 92-е место. Россия стабильно росла в рейтинге, но наконец случился прорыв, говорит замминистра экономического развития Сергей Беляков.

Авторы исследования отметили реформы в пяти сферах из 10 оцениваемых. Больше реформ - в восьми сферах - провели только Украина и Руанда. Если оценивать темпы продвижения к условной стране-идеалу, то Россия за год приблизилась к ней на 3,6%, а средняя для всех стран скорость - 1,2%, сравнивает соавтор рейтинга Валентина Салтане из Всемирного банка.

план перевыполнен

В обновленном рейтинге учтены преобразования, проведенные за 12 месяцев по июнь 2013 г. Итог складывается из оценок по 10 параметрам (см. график).

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация оценивают легкость ведения бизнеса с 2004 г., сводный рейтинг появился в 2006 г., Россия в нем заняла 79-е место из 155. В 2008 г. при увеличении числа стран-участниц она покинула первую сотню. В прошлом году Россия заняла 111-е место из 189 - изначально она была на 112-й строчке из 185 стран, но в этом году рейтинг включил еще четыре страны - Ливию, Мьянму, Сан-Марино и Южный Судан - и показатели пришлось пересчитать.

В 2012 г. президент Владимир Путин поставил цель - подняться в рейтинге со 120-го места на 20-е к 2018 г. План выполнен чуть более чем на четверть и даже с опережением графика: Минэкономразвития рассчитало, что в 2013 г. (т. е. в рейтинге-2014) Россия сможет подняться на 100-ю строчку. Место в Doing Business стали использовать в качестве политической цели около полусотни стран (см. врез на www.vedomosti.ru), что обеспокоило нового президента Всемирного банка Джим Ен Кима: цель рейтинга - информировать, а не определять политику. Кроме того, рейтинг, оценивающий в основном уровень административного регулирования, не может служить непосредственным показателем состояния делового климата и качества институциональной среды, а оценка стоимости бюрократических процедур не включает в себя вероятную коррупционную составляющую.

К тому же рейтинг оценивает условия ведения бизнеса в крупнейшем деловом центре, в России это Москва. Хотя Doing Business - один из наиболее релевантных международных рейтингов, прикрываться улучшением процедур в Москве нельзя, замечает гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, эти изменения не означают улучшения инвестклимата по всей стране, в следующем году предстоит оценить ситуацию в регионах.

Рейтинг по сетям

Максимальный вклад в прорыв России внесло упрощение подключения к энергосетям. Этот показатель был включен в Doing Business два года назад, и Россия сразу заняла по нему последнее, 183-е место (в прошлом году - предпоследнее). Энергоснабжение - общемировая проблема, сложность с подключением назвали главным препятствием для бизнеса предприниматели из 109 стран.

В мегаполисах ситуация еще сложнее. Московские власти в 2011 г. взялись за решение проблемы, сроки подключения к энергосетям для нестационарных объектов в 2012 г. сократились с 3-6 месяцев до 15 дней, делился успехами бывший вице-мэр Андрей Шаронов. МОЭСК вдвое уменьшила число необходимых процедур, заключение Ростехнадзора требуется только при подключении больших объектов, а Региональная энергетическая комиссия Москвы пересмотрела структуру платежей. Сроки подключения сократились с 281 до 162 дней, а стоимость - со $163 668 до $37 307, посчитали авторы рейтинга. Стоимость упала в 2-5 раз в зависимости от условий присоединения, уточняет представитель правительства Москвы.

Хотя нынешнее 117-е место вряд ли говорит о простоте процесса подключения, всего за год Россия перемахнула через 70 ступеней, поставив мировой рекорд по упрощению доступа к энергоснабжению, оценили исследователи усилия московского правительства.

Исследователи зафиксировали прогресс Москвы и в получении разрешения на строительство: число процедур сократилось с 42 до 36, сроки - с 344 до 297 дней, стоимость - на 30%. Но по этому показателю Россия осталась почти там же, где и была, в конце списка, - другие страны дебюрократизировали строительство быстрее.

Хоть место и не улучшилось, показатели выросли, а процедуры упростились, подчеркивает представитель мэрии: исключены согласования префектур и управ, сокращены сроки процедур, семь госуслуг оказываются в электронном виде. Готовится множество изменений, которые должны упростить процедуру строительства, напоминает Никитин, например по статусу земель, - основной эффект будет ощутим через год.

По простоте ведения внешнеторговой деятельности Россия поднялась со 162-го на 157-е место благодаря введению электронного декларирования, что сократило время оформления документов на импорт почти вдвое - до 21 дня, а их число - с 11 до 10. В Сингапуре, лидирующем по этому показателю все годы составления рейтинга, таможенные формальности занимают 4-6 дней. Ускорить оформление поможет развитие межведомственного взаимодействия, объясняет Никитин: процедура часто затягивается из-за проблем взаимодействия ФТС, Рос­гра­ницы, Россельхознадзора и Рос­по­требнадзора.

Дальше сложнее

Как правило, страны, решившие упрощать жизнь бизнесу и продвинуться в рейтинге, начинают с простого - с бюрократических барьеров: сокращают число процедур, пересматривают тарифы, вводят электронные системы, говорит Салтане: «Это легче, чем улучшение правовых институтов, требующее активного проведения реформ из года в год». Чтобы подняться на высокую позицию в Doing Business, нужно проводить реформы и в правовых сферах, наращивая темпы, указывает Салтане. Из всех реформ за минувший год менее трети были направлены на улучшение правовых институтов, говорится в исследовании. Россия не стала исключением, продвинувшись за счет улучшения регулирования и снижения бюрократической нагрузки. Простые решения кончились, признает Никитин: «Дальше будет сложнее».

Оценка одного из трех индикаторов, характеризующих уровень правовых институтов, - обеспечение исполнения контрактов - у России самая высокая из всех 10 показателей рейтинга: деятельность Высшего арбитражного суда (ныне объединяемого с Верховным) - единственный критерий, по которому Россия входит в мировой топ-10. По двум остальным - защита прав инвесторов и разрешение проблем неплатежеспособности - положение в рейтинге ухудшилось: минус две ступени, 115-е и 55-е место соответственно. В этих сферах ничего не изменилось, просто другие страны были активнее.

Если остановиться на достигнутых преобразованиях, можно быстро скатиться вниз, так как другие страны будут бежать быстрее, заключает Салтане. Например, по доступности кредита Россия, согласно «дорожной карте», должна подняться с 98-го места выше 20-го, но отсутствие преобразований приводит к обратному: Россия опустилась со 105-го места на 109-е. А ведь это в первую очередь проблемы малого бизнеса, сетует Беляков, в этой сфере еще многое предстоит сделать.

Рейтинг не измеряет напрямую состояние делового климата, устойчивость финансовой системы или состояние экономики, подчеркивает Салтане. Но вовлеченность правительств в улучшение административного регулирования приводит и к улучшению бизнес-климата, сравнивает она: высокое положение страны в рейтинге достаточно сильно соотносится с другими макроэкономическими индикаторами - меньшей коррупцией, большей инвестиционной активностью, большими ресурсами на развитие образования и здравоохранения.