Статья за бюджет

Согласно новому антикоррупционному законопроекту Ирины Яровой коррупционер не может быть мошенником
А.Шпилько

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла в Госдуму обновленный и расширенный пакет антикоррупционных поправок в Гражданский, Административный и Уголовный кодексы и некоторые законы. Первую версию Яровая внесла в июле: вводились новое понятие «коррупционное преступление» и новая статья «хищение бюджетных средств» (с более суровым наказанием, чем за обычное хищение). В новой версии особое внимание уделено злоупотреблениям госслужащих - например, появилось положение об обязательной проверке декларации о расходах, если госслужащего даже не обвиняют, а только подозревают в коррупционном преступлении.

Часть нововведений в документе находится за пределами компетенции комитета Яровой.

К примеру, она предлагает внести в Гражданский и Административный кодексы уточнения, касающиеся правил госзакупок, и санкции за нарушения этих правил (подробнее см. статью на стр. 05).

По новой версии законопроекта из перечня коррупционных преступлений исчезли статьи, предусматривающие ответственность за мошенничество и растрату, зато появились санкции за неправосудное решение и подкуп свидетеля.

Законопроект тот же самый, но дополнен и расширен с учетом поступивших замечаний, говорит сотрудник аппарата Госдумы, кроме того, на первую версию документа так и не дало отзыв правительство.

Эти поправки с высокой долей вероятности разрабатывались при участии администрации президента, они - составная часть работы, которую курирует руководитель администрации Сергей Иванов, который еще и возглавляет президентский совет по противодействию коррупции, считает политолог Евгений Минченко, о первых плодах этой работы Иванов говорил на Валдайском форуме, анонсируя разоблачения крупных чиновников, навравших в декларациях. Будут внесены и другие антикоррупционные новеллы, знает Минченко, в частности, расширятся полномочия Счетной палаты.

Перечень коррупционных преступлений необходимо прописать в Уголовном кодексе, говорилось еще при принятии первых пакетов антикоррупционного законодательства, но тогда по поводу составов преступлений не было консенсуса, вспоминает зампред комитета Думы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, наличие в национальном праве такого перечня предполагает и международная Конвенция против коррупции. Раньше отчеты об успехах в борьбе с коррупцией подгонялись под нужную статистику, теперь она будет более упорядоченной и объективной, надеется он. Что касается мошенничества, то это понятие слишком широкое и не относящееся сугубо к должностным преступлениям, объясняет Валеев изъятие статьи из антикоррупционного списка.

В новой версии появилось разъяснение, кого следует считать лицом, использующим бюджетные средства: это могут быть и чиновники, и предприниматели, вступившие в договорные отношения с получателями государственных средств. За хищение таким лицом средств в крупных размерах (более 6 млн руб.) организованной группой или при исполнении госконтракта по оборонзаказу ему грозит наказание от 7 до 15 лет лишения свободы со штрафом от 3 млн до 5 млн руб. Тогда как применяемые сейчас статьи 159 (мошенничество) и 160 (присвоение или растрата) карают лишением свободы на срок всего до 10 лет.

Правоприменительная практика складывается так, что чиновников обычно обвиняют именно в мошенничестве, говорит руководитель движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Будучи пойманными за руку, они все оказываются уже уволенными либо выясняется, что у них нет полномочий для оказания обещанной за взятку услуги. Яковлева вспоминает, что вымогавший у нее 3,5 млн руб. за благополучное окончание проверки налоговик получил за мошенничество в особо крупном размере два года и штраф в 150 000 руб. А под жесткое обвинение в хищении госсобственности будут подпадать либо предприниматели, либо случайные для системы люди, убеждена Яковлева.

Посреднические услуги, которые оказывают чиновники, невозможно квалифицировать как взятку, считает председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов: строго формально они не обладают полномочиями, которыми «торгуют». А вот под новую специальную статью, предусматривающую ответственность за хищение бюджетных средств, такие действия будут подпадать, уверен он.