Кредитки уходят интернетом

Альфа-банк осваивает новый для рынка формат продаж - интернет-магазин кредиток. С 5 ноября он будет продавать их через сайт
М.Стулов/ Ведомости

Ритейловый бизнес развивается в интернете - сейчас в интернет уходит розничная торговля, все крупные сети завели свои интернет-магазины, и это же предстоит банкам», - объясняет член правления Альфа-банка Алексей Коровин. Банк, который первым научится оценивать клиентов и продавать свои продукты в интернете, «получит существенное преимущество на рынке», уверен он.

Год назад Промсвязьбанк тоже запустил сайт, где клиенты могут создавать индивидуальный дизайн карты. Однако им выбор и ограничивается - банк пока не планирует дополнять сервис. Но тоже планирует запустить курьерскую доставку карт. «На рынке появилось довольно много курьерских компаний, предлагающих такую услугу банкам», - рассказывает управляющий по спецпроектам Промсвязьбанка Алексей Гиязов.

Карточный бум. 50

миллиардов рублей составляет портфель кредитных карт Альфа-банка. С начала года он вырос на 60%

В год банк продает около 1 млн кредитных карт, из них половина - вторичные продажи по уже имеющейся клиентской базе. Через интернет-магазин Alfacards.ru банк рассчитывает продать в этом году «несколько тысяч карт».

Процедура покупки карты в интернет-магазине выглядит так: сначала клиенту предлагается определиться с целью. В интернете доступны кредитки из того же ассортимента, что и в отделениях: для «экономии на авиабилетах», карта с функционалом для оплаты метро, с индивидуальным дизайном и др. Человек может сравнить ценовые параметры - стоимость годового обслуживания, срок льготного периода, а также выбрать тип пластика, платежную систему, валюту.

Далее он заполняет интернет-анкету, и после одобрения заявки (в течение 3-5 дней) банк изготовит и доставит карту в отделение, «после чего клиент может забрать готовую карту, предоставив комплект необходимых документов», рассказывает начальник управления Альфа-банка Василий Збутевич.

Со следующего года Альфа-банк планирует организовать курьерскую доставку карт, чтобы клиенты могли пользоваться продуктами банка, совсем не посещая его.

«Сейчас мы решаем вопрос, как в соответствии с законодательством организовать процедуру верификации клиента при курьерской доставке кредитных карт», - говорит Збутевич. По закону банк обязан идентифицировать клиента, что сейчас происходит при его обращении в отделение банка. Один из вариантов - прием курьеров в штат банка.

Аналогичным образом проблему решил «Связной банк» - продавцы магазинов «Связной», принимающие от клиентов заявки на кредиты, одновременно являются его сотрудниками, указал представитель банка.

По словам Збутевича, скорость рассмотрения заявок и уровень одобрений клиентов из интернет-магазина будет не ниже, чем для обычных клиентов. Скоринг позволяет оценить риск-профиль дистанционно, говорит он.

Продажи в интернете позволяют существенно экономить, разгружая сеть и высвобождая рабочее время сотрудников отделений, добавляет Збутевич. Со временем Альфа-банк «хотел бы» перенести в интернет продажи и других своих продуктов.

«Это продуманно, и это действительно интернет-магазин, что гораздо ближе потребителю, - говорит руководитель крупного банка. - Банковские продукты становятся сложными, людям все труднее разбираться, и сервис «Альфы» [на фоне остальных игроков] выглядит гораздо удобнее, проще для потребителя, идея хорошо исполнена». Он добавляет, что его банку нужно будет дорабатывать свой сайт.