Рабы sim-карточек

В России официально заработала услуга смены оператора при сохранении номера. Заявку абонент подать может, но гарантии, что ее исполнят в срок, до 15 апреля 2014 г., нет
А.Астахова/ Ведомости

Представители МТС, «Вымпелкома» и "Мегафона" говорят, что полностью готовы к запуску услуги, а вот остальные операторы, в том числе локальные региональные компании, фиксированные операторы, платежные системы, банки, контент-провайдеры и проч., не готовы к ней в такой же степени. Так что при переносе номера абоненты сейчас могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки сообщений, работы мобильного интернета, контент-сервисов и роуминга. МТС и «Вымпелком» не рекомендуют пользоваться новой услугой, пока не будет обеспечено ее надлежащее качество. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева ожидает, что качество наладится в середине января.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

C 1 декабря 2013 г. в России формально действует услуга MNP (Mobile number portability): абонент получал право в восьмидневный срок сменить мобильного оператора, не меняя номера телефона. Но в пятницу председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, что с 1 декабря 2013 г. оператор, к которому переходит абонент с неизменным номером, может сам решить, когда начинать оказывать ему услуги связи.

То есть обратиться с письменным заявлением о смене сети 1 декабря 2013 г. российский абонент сможет, а услугу получит не в установленный законом восьмидневный срок, а спустя какое-то время. Приняв заявление, оператор-реципиент выдаст абоненту свою sim-карту, которая включится по мере готовности всех участников процесса, объясняет представитель Минкомсвязи.

Когда sim-карта новой сети заработала, абонент узнает, получив звонок или сообщение. Переход с одного номера на другой может занять от нескольких дней до нескольких недель, говорят представители операторов. Но не бесконечно: постановление Медведева предписывает, что период, когда можно не исполнять правило восемь дней, продлится до 15 апреля 2014 г.

Никто из операторов не гарантирует, что сможет уже с 1 декабря укладываться в отведенные законом восемь дней, но все заявляют, что постараются минимизировать сроки подключения.

Сеть "Мегафона" готова как отдавать, так и принимать абонентов, и принимает заявления с 1 декабря, говорит представительница компании Татьяна Зверева. "Но как ответственная компания мы заботимся о том, чтобы у наших клиентов работало 100% услуг, а в условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов", - напоминает она, не исключая, что перешедший к оператору абонент может испытывать проблемы с входящими звонками из других сетей (это в большей степени зависит от оператора-донора). Поэтому "Мегафон" не исключает, что воспользуется правом установить более поздний срок начала обслуживания перешедших к нему абонентов - "исключительно в целях предоставления более качественных услуг", говорит она.

Ни МТС, ни «Вымпелком» не ожидают сильного оттока абонентов, а прогнозом, сколько придет к ним, делиться не хотят. Представитель МТС Дмитрий Солодовников напоминает, что МТС, лидер по размеру абонентской базы, чувствует себя очень уверенно и имеет самый низкий показатель оттока в «большой тройке».

Tele2 ожидает притока абонентов и считает, что отток останется на прежнем уровне. По прогнозам Tele2, услугой MNP воспользуется 10% российских абонентов.

Около 20% думают о смене оператора, но воспользовавшихся услугой будет меньше, говорит Зверева из "Мегафона".

Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев сообщил, что «Ростелеком» заканчивает внедрение решения, которое позволит оптимальным образом направлять вызовы в сеть оператора, в которой в настоящий момент обслуживается абонент, в том числе с перенесенным номером, - в течение декабря все необходимые доработки по сети фиксированной связи будут сделаны и протестированы.

Постановление правительства фактически делает срок запуска конкурентным преимуществом, объясняет замдиректора департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Вартан Хачатуров: сливки с рынка снимет тот, кто сумеет запустить услугу быстрее.

Война развернется на двух фронтах, считает аналитик AC&M-Consulting Антон Погребинский: в корпоративном сегменте и сегменте высокодоходных абонентов эти категории одновременно и более других заинтересованы во внедрении MNP. На абонентской базе операторов война несущественно отразится, уверен Погребинский: речь может идти о перетоке единиц процентов абонентов в год, но оба сегмента чувствительны, так как оказывают значительное влияние на такие важные показатели, как ARPU и выручка.