Fiat станет седьмым в мире

Fiat договорился об увеличении доли в Chrysler с 58,54% до 100%. Сделка обойдется в $4,35 млрд и позволит итальянской компании стать седьмым по величине глобальным автопроизводителем
Bloomberg

Fiat консолидирует 100% акций Chrysler, объявили 1 января компании. 41,46% акций американского автопроизводителя продаст пенсионный фонд Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности (UAW) за $4,35 млрд. Сделку планируется закрыть до 20 января.

Фонд сразу получит $3,825 млрд. Большую часть суммы - $2,025 млрд - выплатит Chrysler, оставшиеся $1,75 млрд придутся на Fiat. Еще $525 млн пенсионный фонд получит равными долями в 2015-2017 гг. Средства также предоставит Chrysler. Ни Fiat, ни Chrysler не понадобится привлекать кредиты для сделки. Акции они оплатят из собственных средств, говорится в пресс-релизе итальянского автопроизводителя.

Для Fiat это значительная сумма, но и покупается при этом крупная компания, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2012 г. выручка Fiat, по данным компании, составила около $108 млрд, чистая прибыль - $447 млн. Чистый долг на конец первого полугодия 2013 г. - $14,23 млрд (на конец 2012 г. - $13,5 млрд). Выручка Chrysler в 2012 г. составила $65,78 млрд, чистая прибыль - $1,67 млрд, чистый долг - $989 млн.

Fiat вел переговоры с UAW около года: стороны не могли сойтись в цене и даже обращались в суд с просьбой дать оценку доли UAW, но тот отказал. Осенью 2013 г. фонд подал заявку на IPO акций Chrysler, чтобы определить их рыночную цену, но публичное размещение в итоге не состоялось.

«Объединенная структура собственности теперь позволит нам в полной мере реализовать наше видение глобального автопроизводителя, который уникален с точки зрения опыта, перспектив и ноу-хау», - прокомментировал гендиректор Fiat и Chrysler Серджио Маркионне итоги переговоров с UAW.

Консолидация 100% акций Chrysler позволит Fiat почти удвоить производство автомобилей и занять седьмое место в мире по этому показателю (см. график).

Для итальянского автоконцерна сделка очень выгодна, комментирует управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев: существенно расширяется модельный ряд, появляется больше возможностей совместного использования платформ. К тому же через Chrysler Fiat получит доступ к емкому и растущему (в отличие от европейского) американскому рынку, где традиционно лояльно относятся к национальным брендам, замечает он. По данным OICA, в первом полугодии 2013 г. общие продажи автомобилей в США (основной рынок для Chrysler) выросли на 7,3%, а в Европе упали на 6% (в Италии - на 11,1%). Консолидация и доступ к американскому рынку также помогут Fiat существенно увеличить продажи автомобилей премиумных европейских марок - Maserati, Alfa Romeo, Ferrari, добавляет Бончев.

При экспансии Fiat всегда стремится минимизировать риски и вложения, покупая готовые мощности или реализуя совместные проекты, замечает Бончев. По его мнению, после консолидации 100% Chrysler итальянский автоконцерн может активизировать и проект организации производства в России. У Fiat уже был партнер в России - «Соллерс» (по выпуску LCV), но сотрудничество длилось недолго. Сейчас Fiat ведет переговоры о контрактном производстве LCV на мощностях ЗиЛа. Также сообщалось о планах выпуска в России Jeep при поддержке Сбербанка. Беспалов считает, что спешить Fiat в ближайшее время вряд ли будет: российский рынок стагнирует, вводятся новые мощности, а это предполагает усиление конкуренции и более длительную окупаемость проектов.