Строители пересели на метро

Изменение градостроительной политики Москвы превратило город в крупного заказчика. За три года при Сергее Собянине в столичные стройки вложено почти 900 млрд руб., из них более 500 млрд - в транспортные объекты
Московское метро строят все крупные компании бывшего СССР/ Олег Ласточкин/ РИА Новости

В адресной инвестиционной программе (АИП) в строительство на 2011-2013 гг. было заложено 1,08 трлн руб. Но освоение редко бывает полным, отмечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Город потратил за эти три года 876 млрд руб. (см. таблицу). Это сопоставимо с годовыми капитальными вложениями «Газпрома» - 888,7 млрд руб. в 2012 г. Но инвестиции госкомпаний сокращаются, и строительные организации вынуждены искать новых клиентов. Например, в прошлом году «Газпром» вложил меньше на 113,5 млрд руб. А его крупнейший подрядчик, «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, взялся строить метро в Москве - он продлит Замоскворецкую линию на 2,7 км за 10,5 млрд руб.

Москва при Собянине увеличила инвестиции в стройки: если в 2010 г. инвестпрограмма Москвы составляла около 200 млрд руб., то сейчас - в 1,5 раза больше. Раньше 70% городских инвестиций приходилось на жилье и социальные объекты, а сегодня, по словам вице-мэра Марата Хуснуллина, ситуация противоположная. «В транспортной системе раскрутили самые крупные в мире стройки - за два года. Даже теоретически трудно себе представить, как это можно было сделать - в отсутствие готовых проектов, стратегии, программ», - рассказывал в интервью «Ведомостям» Собянин.

Для этого московским властям пришлось кардинально изменить правила на рынке: основными игроками в жилищном и метростроении стали госкомпании.

До 2020 г. в столице планируется построить более 160 км линий метро и 79 станций. Ежегодно планируется вкладывать по 100 млрд руб. Чтобы запустить программу, функциями заказчика строительства и генподрядчика власти наделили ОАО «Мосинжпроект (100% принадлежит Москве). В 2010 г. его выручка составляла 1,2 млрд руб., а в 2012 г. - уже 44,6 млрд руб. Портфель его заказов, по оценкам экспертов, приближается к 1 трлн руб.

На подряде у «Мосинжпроекта» - почти все известные метростроители бывшего СССР (см. таблицу): российские «Мосметрострой» (принадлежит акционерам «Трансгрупп» Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву), «Бамтоннельстрой» (один из совладельцев - Геннадий Тимченко), «Ингеоком» (семья Рудяков), «Трансинжстрой» и «Казметрострой». В прошлом году «Мосинжпроект» привлек к стройкам метростроителей из СНГ, создав с ними СП - «Минскметрострой», «Еврасстрой» (Азербайджан), ИБТ (Украина).

Сопоставимые суммы столица пока тратит и на дороги. «В 2012 г. сдали 60 км реконструированных и вновь введенных дорог, в 2013 г. - около 74 км, а в следующем планируется 76,6 км (инвестиции - 90 млрд руб.)», - перечисляет руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. В 2015-2016 гг., по его словам, на дорожное строительство предусмотрено по 80 млрд руб., будет введено 94 и 120 км.

Тем не менее крупных контрактов на десятки миллиардов рублей поубавилось. Лидером остается «Мостотрест» - благодаря подрядам, полученным по распоряжению экс-президента Дмитрия Медведева. АИП на 2014-2016 гг. оценивает объекты вокруг Сколкова в 80,5 млрд руб. (соглашения подписаны на четыре объекта общей суммой 32,3 млрд руб., сообщила компания).

Заказы остальных подрядчиков в разы меньше. В начале 2013 г. портфель заказов АРКС составлял 39,8 млрд руб., но большая часть дорогих строек завершена - Каширское и Рублевское шоссе. Представитель компании не смог уточнить портфель заказов от Москвы. Похожая ситуация у «Ингеокома»: он закончил работы на Варшавском и Ярославском шоссе, завершает реконструкцию Рязанского проспекта (7,77 млрд руб.).

Основные строительные компании ориентированы на Москву, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. У РЖД ежегодные инвестиции составляют 360-380 млрд руб., но из них только половина приходится на строительство и работы идут в разных регионах, приводит он пример.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).