Экономные любители роскоши

Большинство потребителей люксовых товаров тратят на них всего 150 евро в год, но именно средний класс становится драйвером роста рынка
Krisztian Bocsi/ Bloomberg

Рынок люксовых товаров в 2013 г. достиг 217 млрд евро, говорится в исследовании консалтинговой компании Bain & Company. Ее аналитики пришли к выводу, что примерно 55% потребителей люксовых товаров приносят рынку лишь 10% доходов и ежегодно тратят лишь около 150 евро. Сейчас в мире примерно 330 млн потребителей люксовых товаров, из них 180 млн покупают не роскошные, а премиальные вещи, выбирая дизайнерскую продукцию «второй линии», товары для красоты и аксессуары, говорится в исследовании. Оставшиеся 45% (150 млн человек), по данным Bain & Co, являются «истинными потребителями роскоши», которые постоянно тратят часть своих доходов на люксовую продукцию - в среднем примерно по 1250 евро в год.

Истинных потребителей роскоши Bain & Co также разделяет на категории - в зависимости от размера их трат. Например, те, кто хочет быть причастным к миру роскоши (примерно 18 млн человек), ежегодно тратят около 500 евро на наименее дорогие из премиальных товаров - обувь, одежду и косметику.

Больше всего - около 2350 евро - тратят «всеядные» потребители. Они новички на рынке роскоши, покупают по принципу «чем больше, тем лучше», это в основном жители китайских городов второго и третьего уровней, которые совершают покупки чаще всего в путешествиях. В итоге больше половины трат на рынке люксовых товаров приходится лишь на 15 млн человек, говорится в исследовании.

Ежегодно будет появляться примерно 10 млн новых потребителей роскоши, прогнозирует Bain & Co: в 2020 г. их будет уже 400 млн, к 2030 г. - 500 млн. К тому же покупатели, выбирающие сейчас премиальные товары, могут стать потребителями роскоши и тратить больше, указано в исследовании.

Средний класс будет драйвером роста в сегменте люксовых товаров, соглашается партнер Deloitte Егор Метелкин. Такая тенденция связана с ростом доходов среднего класса и переходом в высший средний класс, также оказывает влияние рост доходов среднего класса на развивающихся рынках и особенно китайском, хотя американский продолжает доминировать, отмечает он. Такие потребители не могут себе позволить весь спектр дорогостоящих товаров, поэтому выбирают те, которые могут показать их увеличившийся уровень доходов, - одежду, обувь, элитный алкоголь, аксессуары и косметику, рассуждает он. А вот товары стоимостью в десятки и тем более сотни тысяч евро - яхты, драгоценности и дорогие авто - им не по карману и выступать драйверами роста в этом сегменте они не могут, резюмирует он.

«Сейчас структура потребления на рынке люкса меняется», - указывает вице-президент Mercury (дистрибутор товаров премиум-класса) Алла Вербер. Выросла большая аудитория молодых людей, которые амбициозны, хорошо зарабатывают и испытывают потребность в качественных вещах, поэтому средний класс действительно подтолкнет рынок люксовых товаров, рассуждает она.

И все же пока рынок роскоши по-прежнему в руках послевоенных беби-бумеров (49-67 лет, см. врез): на них приходится до 45% потребления предметов роскоши по всему миру, говорится в исследовании Bain. Однако молодое поколение позитивно относится к роскоши и может принести рынку значительную прибыль.