От редакции: Высечь «Дождь»

М.Стулов/ Ведомости

В конфликте с телеканалом «Дождь» государство стремится показать себя арбитром, смягчающим народный гнев. Его органы, по официальным сообщениям, помимо своей воли втянуты в скандал и реагируют на возмущение общественности. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, пожурив журналистов, выступила вчера против закрытия телеканала. Роскомнадзор сообщил, что направит «Дождю» «профилактическое письмо», которое в отличие от предупреждения (после второго предупреждения СМИ может быть ликвидировано по суду) не влечет юридических последствий. Министр связи Николай Никифоров назвал недавние отключения «Дождя» операторами кабельного вещания «вопросом их договорных отношений».

В прокуратуре Петербурга, которая вчера начала проверять канал на предмет экстремизма, утверждают, что начали работать из-за сигналов общественности, в связи с возможным нарушением прав жителей блокадного города и его защитников. Но нейтралитет и попытки выдать кампанию по закрытию и (или) экономическому удушению канала за инициативу граждан и частного бизнеса выглядят не слишком убедительно. Заявления ветеранских организаций прозвучали лишь спустя четыре дня после злополучного вопроса «Дождя». Председатель организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Скрипачева заявила «Интерфаксу»: «Мне уже звонили из прокуратуры. Я готова подписаться под тем, чтобы телеканал закрыть и вообще отдать его под суд». Представители компаний кабельного вещания в частных беседах признают, что отключали «Дождь» по звонку высокопоставленных чиновников.

По сути дела, речь идет о возрождении советской практики, когда ЦК КПСС маскировал организованную им травлю писателей, художников и диссидентов срежиссированной кампанией писем рабочих, колхозников и ученых в органы власти и газеты, которые затем публиковали в центральной печати. Владимир Войнович писал в 1980 г.: «Позвольте выразить мое глубокое отвращение ко всем учреждениям и трудовым коллективам, а также отдельным товарищам <...> которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны - Андрея Дмитриевича Сахарова». Нынешняя власть прикрывает поход на телеканал гневом призванных прокуратурой ветеранов и инициативами назначенных депутатов, а также «спорами хозяйствующих субъектов». Эта кампания отражает взгляд государства на гражданское общество как на свой ресурс. И это не может не вызывать отвращения.