В пользу чтения

Восьмидесятидвухлетняя нобелевская лауреатка по литературе Элис Мунро признана самой главной культурной персоной прошлого года
Писательница Элис Мунро стала орудием пропаганды любви к современной словесности/ Action Press/ ИТАР-ТАСС

Согласно опросу, проведенному по инициативе ИТАР-ТАСС среди руководителей 175 информагентств мира, деятелем культуры номер один стала знаменитая канадская писательница - нобелевский лауреат прошлого года по литературе.

Правила опроса, впрочем, не разглашаются. Сто семьдесят пять информагентств, конечно, внушительная цифра, но она не раскрывает, какова доля каждой из стран в голосовании, например, хотя очевидно, что у крупных стран и число агентств больше. Не ясно и откуда взялись кандидаты на персону номер один, кто составлял список. И все же техническими деталями, равно как и тем, что следом шло сообщение о том, что политиком номер один по результатам того же опроса признан Владимир Путин, можно пренебречь. Хотя бы потому, что за Мунро проголосовало 133 человека из 175. Это в любом случае значит, что подобный выбор кое о чем свидетельствует.

Главное, что это означает: Нобелевская премия по-прежнему остается весомой, возможно самой весомой, мировой наградой в области культуры. Не «Оскар», не «Грэмми», не «Пулитцер» - Нобелевка. Ее лауреат остается на слуху, ее лауреата желают видеть в авангарде культуры независимо от того, к какому поколению и литературному направлению он принадлежит.

Выбор в первые Элис Мунро свидетельствует и о том, что по крайней мере 133 руководителя информагентств считают чтение, литературу важной частью культуры. Как известно, в последнее десятилетие книги читает примерно треть населения Земли. Возможно, именно поэтому элита медиамира сочла необходимым продвинуть не актера, не режиссера, не музыканта, а представителя искусства-аутсайдера - и это по меньшей мере как дальновидно. Сегодня не читают книги, завтра перестанут читать СМИ, в том числе их интернет-версии, - руководители информагентств тормозят процесс доступными им средствами.

Несмотря на то что среди них вряд ли так уж много читателей Элис Мунро. Хотя бы потому, что большая часть из них, вероятно, мужчины, а Мунро пишет по преимуществу о женщинах, женской судьбе. Ее проза требует специальной любви и интереса к негромкой современной литературе, обсуждающей несчастливые браки, нелюбимых детей, разрыв поколений, тайные и явные неприязни, дружбы, разлуки. Выдержанная, качественная литература чувств с аккуратно дозированной психологией - подобная литература собирает не массового, но верного читателя. Остается признать, что выбор Элис Мунро - политический жест, сделанный в пользу чтения современной литературы, что совсем даже неплохо.