Россию оставили пиратом

США продолжают считать Россию страной с высоким уровнем пиратства в области интеллектуальной собственности, говорится в рекомендациях к отчету американского торгового представительства
М. Стулов/ Ведомости

МВД борется за права. 2335

уголовных дел по нарушениям в области интеллектуальной собственности возбудило в прошлом году МВД (данные министерства за 11 месяцев года, предоставленные торгпредству). Это на треть меньше, чем годом ранее и в 2 раза меньше, чем в 2007 г.

Исправленная версия. первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

В прошлом году в России был достигнут лишь небольшой реальный прогресс в борьбе с нарушениями интеллектуальной собственности, особенно в области интернет-пиратства, указано в рекомендациях к отчету торгового представительства США (так называемый «список 301»). Торгпредство США ежегодно выпускает отчет о состоянии рынков интеллектуальной собственности в мире, последний был опубликован 7 февраля.

Максим Ксензов, заместитель руководителя Роскомнадзора (эта служба отвечает за реализацию антипиратского закона) категорически не согласен: «Прогресс очевиден всем сторонам, задействованным в обороте интеллектуальной собственности в России, проведена масштабная работа, в частности достигнуты конкретные договоренности между интернет-компаниями и правообладателями по механизмам удаления нелегального контента в досудебном порядке».

Россия традиционно находится в Priority Watch List торгпредства США: сначала она попадала туда как страна с большим проникновением пиратских CD и DVD. А с 2010-2011 гг. в «список 301» начали вносить и онлайн-ресурсы, в том числе русскоязычные «В контакте» («ВК»), «Одноклассники» и торрент-трекер rutracker.org.

Госдума приняла важные поправки в законодательство о борьбе с пиратством в сети (начали действовать в августе), но применение нового закона ограничено только сериалами и фильмами и, как показала практика, он малоэффективен, считают авторы рекомендации. В доказательство они приводят два случая использования этого закона против «ВК», когда этой социальной сети удалось избежать санкций. Теперь торгпредство особо подчеркивает, что «ВК» и «Одноклассники», по мнению американских чиновников, способствуют распространению пиратства не только в России, но и за ее пределами.

«ВК» еще в 2012 г. начала оперативно удалять нелегальные копии контента по требованию правообладателей. В документе указано, что это «неадекватные меры по сравнению с тем, какие проблемы эта социальная сеть создает». В прошлом году «ВК» стала обсуждать с западными мейджорами возможность выйти из «списка 301». Работал над этим и Роскомнадзор. Присутствие «ВК» в списке торгпредства не позволяет американским мейджорам заключать с этой социальной сетью какие-либо официальные договоренности, объясняли «Ведомостям» чиновники. В прошлом декабре представитель «ВК» заявил «Ведомостям», что компания рассчитывает выйти из списка до конца 2014 г.

«ВК» продолжит работать над исключением из «списка 301», говорит Дмитрий Сергеев, исполнительный директор социальной сети. «Мы не во всем разделяем позицию многих правообладателей, которые требуют, чтобы компания взяла на себя не предусмотренные законом функции, - говорит он. - Суды, в том числе недавние, поддержали нашу позицию. С теми же, кто готов на разумные договоренности, обсуждаем различные варианты сотрудничества по монетизации контента».

Представитель «Одноклассников» говорит, что пользователям этой соцсети доступно для просмотра более 10 000 единиц лицензионного видеоконтента и этот каталог будет расширен. Вскоре компания запустит легальный музыкальный сервис и уже подписала для этого договоры с западными и российскими мейджорами. «Одноклассники» оперативно реагируют на требования об удалении нелегального контента, загруженного пользователями, добавляет он.

Музыка пока действительно не включена в сферу действия антипиратского закона, говорит Ксензов, но служба работает над снижением уровня музыкального пиратства, стимулируя интернет-компании и правообладателей подписывать прямые договоренности между собой. «Репрессии и запретительное законодательство не самый эффективный метод борьбы с пиратством и точно не единственный показатель для оценки работы в этой сфере, - уверен он. - Саморегулирование отрасли показывает себя на практике гораздо лучше, наша служба поощряет досудебное разрешение конфликтов с правообладателями». Появление специальной Федеральной службы по интеллектуальным правам (о ее создании объявило правительство) явно демонстрирует серьезный интерес российского правительства к проблеме пиратства, считает Ксензов.