X5 выбралась из убытков

X5 Retail Group - второму по выручке российскому ритейлеру удалось закончить 2013 г. с прибылью и превзойти ожидания аналитиков. Но в этом году планы его роста скромнее, чем у конкурентов

Второй по выручке российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») опубликовал результаты по МСФО за 2013 г. В IV квартале ритейлеру удалось получить чистую прибыль в $136 млн. Последний квартал 2012 г. был для компании убыточным - $273,8 млн. Квартальная прибыль ритейлера оказалась выше, чем ждал рынок: аналитики, опрошенные Reuters, прогнозировали чистую прибыль на уровне $85,8 млн. Удалось компании получить прибыль и за год - $344,9 млн. Тоже против убытка в $126,5 млн за 2012 г.

Но рентабельность оказалась ниже прошлогодней: по EBITDA она снизилась до 7,5% за IV квартал 2013 г. с 8,1% годом ранее. За год показатель составил 7,2% против 7,1% в 2012 г.

В последнем квартале 2013 г. ритейлер проводил активные маркетинговые кампании, чтобы восстановить поток покупателей, в том числе снижал цены. В результате X5 Retail оказалась единственной среди публичных ритейлеров, которой удалось ускорить квартальный рост выручки в конце прошлого года, отмечала Мария Колбина из «ВТБ капитала». В конце прошлого года рост выручки российских продовольственных ритейлеров начал замедляться: декабрьская выручка «Магнита» замедлила прирост до 22,88% против 35%, ритейлер «О'кей» нарастил квартальные продажи на 17% по сравнению с 24,5% годом ранее. Оба ритейлера объясняли происходящее замедлением потребительской активности.

Но меры привлечения покупателей сказались на валовой марже: в октябре - декабре 2013 г. она составила 24,5% по сравнению с 25,1% в III квартале 2013 г. «Это отражает маркетинговые акции, которые компания проводила в конце прошлого года», - полагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Агрессивные кампании сказались на валовой рентабельности, но важнее, что прирост трафика в магазинах «Пятерочка», генерирующих основную долю выручки группы, «явно прослеживается и в I квартале 2014 г.», хотя масштабы рекламных кампаний существенно сократились, отмечает Михаил Красноперов из «Сбербанк CIB». Сеть, говорит он, снижала цены, одновременно улучшая ассортимент и обеспечивая его более стабильное наличие, и в результате ей удалось наладить стабильный поток покупателей. «В дальнейшем эти факторы будут способствовать росту среднего чека в магазинах «Пятерочка», так как покупатели постепенно начинают приобретать больше товаров благодаря более широкому выбору и повышению качества продукции», - оптимистичен Красноперов.

В этом году X5 рассчитывает ускорить рост выручки в рублях до 10-12% с 8,8% в 2013 г. и прибавить торговую площадь на 10,5% (в 2013 г. - 12,9%). Но при этом компания планирует внушительные капитальные затраты - до 40 млрд руб.

Компания по-прежнему сосредоточена на трансформации бизнеса, говорит Колупаева. С 2013 г. X5 обновляет свои магазины всех форматов, чтобы восстановить поток покупателей. В прошлом году из-за их оттока рост выручки X5 составил лишь половину от роста ее основных конкурентов в России. «Магнит» за год нарастил продажи на 29,22%, специализирующаяся на гипермаркетах «О'кей» - на 18,7%, «Дикси» - на 22,7%, «Лента» - на 31,3%. Доля продовольственного рынка X5 Retail по итогам прошлого года составила 5,5% - на 0,1 процентного пункта меньше, чем в 2012 г. «Магнит», напротив, нарастил свою долю до 5,8 с 5,1%.

Если программа обновления будет успешной, бизнес X5 станет более эффективным, говорит Колупаева. Но в сложных макроэкономических условиях и при ужесточающейся конкуренции рынок для X5 будет еще более трудным, предупреждает она. «Компания наращивает сеть медленнее, чем конкуренты, а значит, в меньшей степени может полагаться на эффект масштаба, включая улучшение закупочных условий у поставщиков», - объясняет она. А значит, X5 придется полностью полагаться на внутренние ресурсы.