Игроки: Давать так, чтоб можно было взять


Исторически АФК «Система» всегда была ориентирована на инновации во всех их проявлениях: технологические, управленческие, стратегические. И сегодня корпорация не только возрождает те российские отрасли, у которых есть высокий потенциал развития (микроэлектроника, фармацевтика), но и задает новые стандарты взаимодействия с государством и обществом, выстраивает инновационные формы корпоративной социальной ответственности. «Лифт в будущее» этому конкретный пример. Таких же партнеров мы ищем в регионах.

Елена Шмелева. Образование

В 1996 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии, в 2006 г. - аспирантуру того же факультета. Социолог, экономист, кандидат социологических наук.

Профессиональная деятельность

С 2001 по 2005 г. - генеральный директор российского исследовательского агентства MARCO (Market Research & Consulting). С 2005 по 2007 г. - генеральный директор международного исследовательского института Media Tenor Russia. С 2007 по 2011 г. - доцент, заведующая кафедрой визуальной журналистики, директор института медиаисследований Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов Елены Шмелевой - современный менеджмент, инновационный инжиниринг, стандарты корпоративной социальной ответственности, система управления качеством высшего образования. Соавтор двух монографий и 27 научных статей.

Один из главных вопросов, прозвучавших на конференции, - не подменяет ли стратегическая благотворительность функции государства? В чем разница? В связи с этим я вспомнила рассказ из учебника «Родная речь», по которому учились мои родители. История такая: девочка Лена попросила у девочки Кати зеленый карандаш, так как у той было два, а у Лены ни одного. Сначала Катя сказала, что надо спросить разрешения у мамы, потом - у брата, потом стала оговаривать условия: не сломай, не рисуй много, не нажимай сильно и т. д. В конце концов Лена отказалась брать карандаш. Вывод этой поучительной истории таков: надо так давать, чтоб можно было взять.

Финансирование многих социальных программ государством нередко обременено такими условиями, что воспользоваться ими очень тяжело, да и узнать о них не просто. А стратегическая благотворительность, наоборот, идет навстречу людям, приглашает их к участию в своих проектах, требуя лишь одного - личной заинтересованности.

При этом объекты внимания социальной политики государства и стратегической благотворительности могут быть одни и те же. Проекты развиваются по похожим сценариям: те и другие нуждаются в развернутых концепциях и планах, региональных структурах поддержки и т. д. Исторически так сложилось, что крупная благотворительность действовала именно там, где у государства, как говорится, руки не доходили.

Вот программа «Лифт в будущее», инициированная акционерной финансовой корпорацией «Система». Она направлена на поддержку талантливой молодежи. Государство также занимается этим, но государственные образовательные структуры не могут быть такими же гибкими, как частные инициативы. Задача «Лифта в будущее» - разыскать одаренных детей, проявивших себя в области изучения естественно-научных, точных и прикладных дисциплин, а затем встроить их в инновационные модели развития таланта, дать широту кругозора, заложить прочный фундамент для построения перспективной карьеры в высокотехнологичной сфере. Равные шансы предоставляются всем детям независимо от места их проживания и финансового положения их семей. Корпоративный эгоизм, традиционно приписываемый бизнесу, в данном случае работает на формирование активной жизненной позиции нового поколения. По сути, такие программы создают в обществе новые ячейки для инновационного развития всей социально-экономической системы.

Главное преимущество социального лифта связано с воспитанием проактивной личности. Открывая стипендиальные программы, приглашая в наставники и кураторы лучших ученых и специалистов, программа создает условия для тех, кто способен добиться жизненного успеха и активно действует в этом направлении. Инновационная, каталитическая благотворительность - это лучший вариант социального проектирования, исключающего иждивенчество благополучателя и его зависимость от жертвователя.

За рубежом государственно-частное партнерство рассматривается как способ привлечения финансов и опыта управления бизнесом к решению проблем, относящихся к ведению государства. В России нередко бывает наоборот: привлечение бюджетных ресурсов рассматривается как способ решения проблем бизнеса и гарантия его защищенности.

Но сегодня гораздо продуктивнее рассматривать сотрудничество государства и частного предпринимательства как инструмент организации - инструмент согласованной (управленческой, производственной, научно-технической, инновационной, кадровой) деятельности обеих сторон по решению стратегических общенациональных задач. В словосочетании «государственно-частное партнерство» (ГЧП) ударение следует сделать на последнем слове. «Лифт в будущее» выстраивает свою работу с органами государственной власти так, чтобы в каждом регионе о проекте знали, принимали его как интегратор всех подобных инициатив для детей и молодежи, оказывали ему информационную и организационную поддержку. В данном случае функции одного института дополняют деятельность другого. А в целом в настоящее время, учитывая обострение проблем образования и социализации личности, уместнее говорить о необходимости создавать инновационное государственно-частное социальное партнерство в сфере образования.

Эффективность проекта «Лифт в будущее» в отличие от инвестиционных программ невозможно рассчитать с высокой точностью. Это в чистом виде инвестиции в отдаленное завтра. То, что предметом заботы благотворителей становятся проекты без мгновенного результата, безусловно, характеризует высокий уровень их ответственности перед обществом и одновременно предъявляет особые требования к отношениям с реципиентами. Для нас очень важно не терять участников программы из виду, сопровождать их становление и развитие на протяжении 7-8 лет после вовлечения в орбиту проекта. Программа изначально проектировалась для ускорения процесса развития российских регионов, вовлечения молодежи в процесс генерации и реализации инновационных идей, ранней социализации школьников в наиболее приоритетных для России инновационных направлениях.