Extra Jus: Сократить нельзя расширить

На форумах сотрудников МВД активно обсуждаются новые структурные преобразования в ведомстве, связанные с сокращением управленческого аппарата. В цифрах это выглядит так: общая численность МВД выросла с 1 106 472 до 1 113 172 за счет увеличения числа сотрудников органов внутренних дел и следователей. Одновременно с этим центральный аппарат МВД сократился на 2800 человек, это примерно 25%. Эти меры, по-видимому, призваны решить две проблемы. Во-первых, компенсировать непродуманное сокращение работающих с населением полицейских в 2010 г. Во-вторых, сократить разросшиеся штабные структуры, которые тогда не тронули. То, какие именно проблемы генерируют для полиции штабные структуры и существующая система управления, было детально исследовано Институтом проблем правоприменения. В итоге общая численность полиции немного выросла, центрального аппарата МВД - сократилась.

Что вынуждает МВД менять свою структуру? Первым объяснением является необходимость обеспечить Крым российскими полицейскими структурами. На это необходимы незанятые должности, много новых не добавят - значит, надо искать внутренние резервы. Но одним #Крымнаш все не объяснить.

Преобразования в МВД начали с того, что убрали отдельный уровень управления - по федеральным округам (сохранив лишь ГУ по Северо-Кавказскому ФО). Хотелось бы сказать, что убрали отдельный управленческий уровень, но мнения о полезности главных управлений по федеральным округам расходятся. Где-то управления по федеральным округам были источником отдельного потока «бумажных» заданий, где-то имели вполне работающие оперативные и следственные подразделения с небольшой нагрузкой. Пока пожертвовали подразделениями, которые вносили наименьший вклад в общие показатели раскрываемости МВД.

Известно, что управлениями на уровне федеральных округов реформа не ограничится: перераспределить численность предстоит и управлениям по субъектам Федерации. Направление было обозначено министром на годовой коллегии, где руководителей управлений МВД по субъектам Федерации призвали последовать примеру центрального аппарата. Сокращенные в центральном аппарате должности, по словам министра, были переданы «на землю» и в субъектах Федерации предстоит также усилить приоритетные направления - охрану общественного порядка, профилактику правонарушений и раскрытие преступлений.

Какими подразделениями или их численностью пожертвуют в субъектах? Всегда есть запас в виде вакантных должностей, но уже сейчас сменить работу в управлении на работу в «земельных» отделах предложили многим оперативникам, а не штабным работникам.

Представим, что МВД действительно понимает причины своих проблем и пытается справиться с ними доступными мерами. Перекос в сторону штабных структур возникает из-за отсутствия дополнительных источников информации и вполне обоснованного недоверия к своей же статистике. Казалось бы, зачем пытаться усилить подразделения «на земле», если преступность падает, а раскрываемость растет? Попытки изменить внутреннюю структуру обусловлены пониманием, что приемлемой ситуация выглядит лишь в отчетах и на бумаге и большая часть времени любого сотрудника занята формированием благоприятной картины в цифрах.

Итак, если представить, что под сокращение попадут управленческие структуры, занятые обобщением информации и передачей ее наверх, остается вопрос: как долго МВД сможет обходиться без нескольких вертикалей, собирающих одинаковую информацию? Ответ неутешительный: без создания параллельных источников получения информации о работе полиции бюрократический аппарат стремительно отвоюет сокращение. Дальнейшего увеличения финансирования МВД ждать бессмысленно, тратить деньги на рисование картины успешной работы все опаснее - каждый новый эксцесс с мигрантами, пытками, взятками, фальсифицированными показателями будет демонстрировать, что ни централизация, ни усиление ответственности руководителей за подчиненных не работает. Вот министерство и пытается усилить «землю» и улучшить работу. Но без альтернативной информации о результатах контроль работы «на земле» вновь приведет к росту штабных структур, которые завалят несколько тысяч новых сотрудников двойным количеством отчетов и спецопераций.

Как можно предотвратить повторный рост штабов? В современных условиях это только предоставление гражданам и независимым экспертам возможности собственного анализа работы местных и региональных подразделений. Министерство сможет пользоваться ими как альтернативными источниками информации.

Альтернатива бюрократическому контролю - открытие максимального объема данных о работе полиции и публикация исходных массивов и полных результатов соцопросов, проводимых по заказу МВД и формирующих часть оценки деятельности полиции. Данные о рассмотрении сообщений о происшествиях, состоянии преступности, административных правонарушениях, доступные на уровне муниципальных образований и субъектов Федерации, позволят сравнивать работу отделов полиции и созданные отделами показатели с мнением граждан о тех проблемах, которые их волнуют в каждом конкретном регионе. Выявляемые расхождения, конфликты, недовольство работой будет гораздо сложнее прятать от руководства.

МВД уже начало мобилизовывать дружинников для охраны порядка. Можно сделать еще один шаг и использовать общество для улучшения обратной связи и управления.