«Сумма» объединяет подрядчиков

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова объединяет все строительные компании в одну - «Трансинжиниринг». По выручке и портфелю заказов она войдет в десятку крупнейших подрядчиков
Самый известный строительный подряд «Суммы» - реконструкция Большого театра в Москве/ А. Махонин/ Ведомости

Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова создала для своих строительных и инжиниринговых активов управляющую компанию - «Трансинжиниринг», сообщил «Ведомостям» источник, близкий к «Сумме», и подтвердил представитель компании. В него войдут «Стройновация», «Интэкс» (нефтегазовое, транспортное строительство), «Глобалэлектросервис» (строительство объектов электроэнергетики). Руководить объединенной компанией будет гендиректор «Глобалэлектросервиса» и председатель совета директоров «Стройновации» и «Интэкса» Эльдар Нагаплов.

Собеседники «Ведомостей» указывают, что совокупная выручка строительных и инжиниринговых компаний «Суммы» превышает 35 млрд руб., портфель заказов - около 70 млрд руб. По этим показателям «Трансинжиниринг» войдет в десятку крупнейших инжиниринговых компаний России, говорит один из собеседников «Ведомостей». Для сравнения: портфель заказов «Мостотреста» на конец 2013 г. - 355 млрд руб., у АРКС сейчас более 100 млрд руб.

На какой из сегментов (транспортное, нефтегазовое или электроэнергетическое строительство) приходится большая часть выручки, представитель «Суммы» не сообщил. Не стал он говорить и о стратегии развития «Трансинжиниринга».

«Интэкс» построил футбольный стадион на 45 000 зрителей в Казани и спроектировал футбольный стадион в Ростове-на-Дону, реконструировал Большой театр, строил объекты газопровода «Голубой поток» (между Россией и Турцией). «Стройновация» возводила нефтеперекачивающие станции для нефтепроводов БТС-2, ВСТО и др. Сейчас компания участвует в расширении Каспийского трубопроводного консорциума и ВСТО-2. «Стройновация» в 2011 г. выиграла тендер на строительство участка железной дороги Кызыл - Курагино (соединяет Элегестское угольное месторождение с Транссибом, стоимость строительства - 44,3 млрд руб.), но позже его итоги были отменены.

Среди объектов, построенных «Глобалэлектросервисом», - Нижневартовская ГРЭС (блоки на 800 МВт), Смоленская АЭС (блоки на 1000 МВт) и Ростовская АЭС (блоки на 1000 МВт).

В апреле «Стройновация» выиграла тендер на строительство дороги М29 «Кавказ» в Кабардино-Балкарии (стоимость - 3,9 млрд руб.), в июне - на реконструкцию аэропорта Владикавказа (стоимость - 1,7 млрд руб.).

«Развитие инжинирингового бизнеса является для нас одним из приоритетных направлений. Решение об объединении активов уже принято, в этом есть очевидная экономическая целесообразность. Мы не исключаем, что в будущем пакет объединенной инжиниринговой компании будет размещен на бирже», - говорил год назад в интервью «Ведомостям» президент «Суммы» Александр Винокуров. Представитель «Суммы» сказал, что планы вывести строительный бизнес на биржу сохранились, но не назвал сроки и площадки для размещения. Из российских строительных компаний на ММВБ торгуется лишь «Мостотрест». По итогам торгов вчера его капитализация составила 31 млрд руб.

У «Трансинжиниринга» больше шансов побороться за контракты только в сегменте дорожного строительства, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков, но, чтобы конкурировать с ведущими игроками, такими как «Мостотрест», компании «Суммы» нужно будет предлагать привлекательные цены. В сегменте строительства газопроводов, нефтепроводов и железных дорог шансов увеличить долю у «Суммы» меньше, полагает Рожков. Так как нужно иметь хорошие отношения с заказчиками - «Газпромом», РЖД и «Транснефтью», отмечает он.

Развиваться «Сумме» будет тяжело, соглашается старший аналитик RMG Ксения Арутюнова. Ведь все перспективные ниши с относительно рентабельными проектами уже заняты. С другой стороны, например, у инжиниринговой «дочки» есть шанс побороться за субподряды от крупнейших игроков, отмечает Арутюнова.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)