Утилизация не прокатила

Продажи новых легковых автомобилей продолжают падать, несмотря на запущенные местными автопроизводителями программы утилизации. В сентябре россияне приобрели почти на 50 000 машин меньше, чем в августе
Программы утилизации старых машин практически не оказали влияния на продажи в сентябре/ М. Стулов/ Ведомости

В сентябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 20,1% до 197 233 шт., сообщил вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Июльское дно, когда падение составило почти 26%, видимо, уже пройдено. Продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали «очевидное улучшение по сравнению с августом» (-22,9%), приводятся в сообщении слова председателя комитета Йорга Шрайбера: «Улучшение отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала».

По итогам девяти месяцев рынок сократился на 13% до 1,77 млн автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (в январе - сентябре 2013 г. - на 7% к такому же периоду 2012 г.).

На уменьшение падения продаж повлияли и программы утилизации автомобилей, говорит Андрей Топтун из «Автостата». Их в сентябре запустили местные автопроизводители (включая иностранные автоконцерны, построившие в России автозаводы) при поддержке Минпромторга. При сдаче старой машины в утиль можно получить скидку на покупку новой (от 50 000 до 350 000 руб.). По схеме трейд-ин скидка на 10 000-50 000 руб. меньше. Этими условиями могут воспользоваться граждане и юрлица. Программы в основном действуют до конца года. При достижении планового показателя общих продаж, определенного Минпромторгом в 170 000 автомобилей всех типов, компании, запустившие такие программы, получат из бюджета субсидии на общую сумму 10 млрд руб. В министерстве не исключают, что на плановый показатель компании выйдут уже в начале декабря. Гендиректор автодилера «Рольф» Татьяна Луковецкая другого мнения: «Результаты сентябрьских продаж - лучшее доказательство неэффективности полумер». По ее словам, 2/3 населения не могут купить автомобиль из-за дорогих кредитов и падения уровня жизни, поэтому новых клиентов нужно привлекать не дисконтными программами, а облегчением финансовой нагрузки. Луковецкая предлагает восстановить программу льготного кредитования, которая в 2013 г. (длилась с 1 июля по 31 декабря) принесла в бюджет 28,6 млрд руб. при потраченных на нее 8,6 млрд руб.

Эффект от утилизационных программ пока не проявился в полной мере - это произойдет в октябре, считает Владимир Беспалов из «ВТБ капитала». Хотя «АвтоВАЗ» благодаря программе смог увеличить рыночную долю до 19,4% в сентябре против 16,3% в августе. «Это лучший результат компании с начала года», - говорит ее представитель.

АЕБ до конца года не ожидает «фундаментальных изменений рыночного тренда». По словам Шрайбера, годовой прогноз сохраняется на уровне 2,45 млн шт., т. е. рынок упадет на 12% к 2013 г. Такой же прогноз у «ВТБ капитала». Оценка «Автостата» оптимистичнее - 10-11%: программа утилизации набирает обороты и окажет положительное влияние на продажи.