Производители: С санкциями подфартило


НПО «Турботехника»

Научно-производственный комплекс, объединяет ЗАО «НПО «Турботехника» (инжиниринговая и маркетинговая компания) и ЗАО «Турбокомплект» (производственная компания). Занимается разработкой, проектированием и производством турбокомпрессоров для широкого спектра отечественных двигателей. Совладельцы не раскрываются. В 2013 г.: выручка (суммарная входящих в комплекс компаний) - 429,8 млн руб., чистая прибыль - 15,6 млн руб.

Мы в пятый раз участвуем в «Автоэволюции». И в первые эти конференции я пытался достучаться до участников о необходимости повернуться к [российским] автопроизводителям автокомпонентов и начать ими заниматься. Сегодня я услышал, что серьезные OEM говорят о том, что им необходимы российские производители автокомпонентов.

Мы имеем свой вариант развития автокомпонентов. Причем автокомпонентов первого уровня, достаточно наукоемкие. Не материалы, не штамповка, которая достаточно просто локализуется, а серьезные компоненты.

Мы российский производитель, самостоятельный, а не в составе гигантов-автопроизводителей. Наша цель - это максимальное импортозамещение комплектующих - как в гражданском, так и в оборонно-промышленном комплексе. Если говорить о санкциях, то тут нам подфартило, потому что уже никто не говорит: давайте мы получим разрешение Минобороны, чтобы применять трубокомпрессоры BorgWarner на двигателях, которые идут на армейскую технику. Сегодня это все решено автоматически.

Хорошие перспективы

Что касается гражданского сектора, то для нас сегодня открылись хорошие перспективы.

В чем наши основные преимущества? Прежде всего в том, что мы независимая структура, равноудаленная от заводов-гигантов. И работаем абсолютно на все заводы отрасли. Пока мы работаем прежде всего для отечественных производителей двигателей. Хотя были большие проблемы с тем, чтобы конкурировать с мировыми брендами. Тот же Ярославский моторный завод, с которым мы [теперь] активно работаем, [раньше] все время нам отвечал: BorgWarner или Honeywell. А когда речь зашла, что нужно делать новый двигатель и разрабатывать систему наддува, то BorgWarner запросил такие деньги за эту разработку, что мало не показалось. Тогда им пришлось обратиться к нам, и мы сделали не хуже, а лучше, чем BorgWarner.

Второе и главное наше преимущество - это то, что мы объединили науку и производство. У нас из 200 человек - три доктора наук, шесть аспирантов. Мы занимаемся на полном серьезе той прикладной наукой, которая умерла у нас сегодня в отрасли.

Начали мы еще с Елабуги, я привез из Татарии 60 специалистов. Это было еще 25 лет назад, когда было принято решение закрыть Камский тракторный завод. Похерить все, что мы там сделали по разработке тракторов, двигателей и трубокомпрессоров и топливной аппаратуры. [Владимир] Каданников, бывший в то время директором по развитию ВАЗа, сказал мне: «Я все равно тебе не дам сделать конкурента ВАЗу». Я понял, что мне не удастся его победить. Поэтому мы забрали часть того, что разрабатывали там, и привезли в Подмосковье.

Сегодня средний возраст конструкторов у нас - 30 лет примерно. Дело в том, что в Москве не осталось ни одного предприятия, где можно было бы студентам пройти практику. Я посылаю автобус [в Москву] на станцию «Южная», студенты приезжают туда, привозим их из Москвы в Протвино, и они проходят практику производственную, конструкторскую, преддипломную. А мы выбираем, кто нам подходит. Не говоря уже о нашем филиале университета «Дубна», который работает в Протвине, эти студенты у нас постоянно живут, и мы из них тоже выбираем.

Объемы производства - маленькие

Мы сегодня работаем со всеми производителями двигателей у нас в стране, но объемы производства у нас тем не менее очень маленькие. Но это не наши объемы, это объемы производителей двигателей - нет массовости. И Челябинский тракторный завод мало двигателей выпускает, и Ярославский моторный завод мало двигателей выпускает, падение спроса сказывается. Но мы сегодня умеем работать на небольших производствах - и это большой наш плюс: мы производим около 50 000 трубокомпрессоров в год, и количество у нас модификаций более 50. На будущий год, вот мне вчера дали [прогноз], всего 25 000 двигателей будет. Но мы научились работать с маленькими объемами.

Упал рубль, выросли заказы

Наконец сегодняшний день, о котором мы говорим: это когда санкции, вырос доллар, вырос евро. А у нас вырос объем заказов. За три месяца - на 33%. Но это в основном не за счет OEM, который падает, а за счет вторичного рынка, что вы называете открытым, - он резко обратился к нам. Мы в первый кризис в 1998 г., во второй кризис мы выросли за счет вторичного рынка. И этот кризис мы тоже переживем за счет этого, потому что цены там зарубежные партнеры взвинтили бешено. А мы имеем возможность не взвинтить, потому что наши комплектующие, мы уже их имеем не с Запада, а с Востока. Мы комплектующие получаем из Индии, из Китая. Мы построили там свои производства, имеем там нашу технологию и наш контроль качества и получаем оттуда детали для себя по себестоимости.

Не копировать, а конструировать

На днях вернулся из Германии, там была конференция, более 1000 участников. Кроме самой конференции, которая там проходила по пяти секциям, были серьезные интересные доклады, которые они не привозят к нам в страну, была и выставка, которую мы можем увидеть только на Западе. Мне было приятно, потому что то, что мы разрабатываем, это показывают и все ведущие зарубежные фирмы. И двухступенчатую систему наддува, и электрическую систему наддува плюс к турбокомпрессору, и системы, связанные с рециркуляцией отработавших газов. То, чем мы занимаемся, что мы разрабатываем, разрабатывают и начинают ставить на производство все зарубежные фирмы. Потому что, когда мы говорим: давайте сейчас скопируем то, что делают зарубежные фирмы, и будем догонять их, - никогда мы их не догоним. Мы сегодня по некоторым разработкам впереди западных фирм.

Создаем инжиниринговый центр

Независимо от того, будет финансирование министерское, не будет, мы в любом случае у себя создаем сейчас инжиниринговый центр по агрегатам и системам двигателей, и не только двигателей. Ищем партнера по этой работе, потому что своих средств, которые мы зарабатываем, [не хватит]. Сегодня имеем компетенцию по агрегатам двигателей, по двигателям; не побоюсь сказать, что и по тракторам, и по автомобилям, потому что мы много занимались и проектированием этих вещей. Приглашаем к сотрудничеству партнеров.

Мы готовы в рамках своей компетенции разрабатывать агрегаты для локализации двигателей автомобилей. Разрабатывать конструкцию, доводить технологию. И если не взять себе на производство, то поставить заводам, которые в этом нуждаются. Сегодня в Калуге достаточно площадей и мощностей.