Экраны меняют форму


За прошедшие десятилетия технология изготовления дисплеев претерпела множество изменений, но сами они неизменно оставались плоскими прямоугольниками независимо от того, где их использовали: в компьютерах, телевизорах или смартфонах. Вскоре это единообразие должно нарушиться: японская компания Sharp планирует к 2017 г. запустить в массовое производство дисплеи нового типа, форма которых может быть самой разнообразной.

Свои дисплеи «произвольной формы» Sharp разрабатывала прежде всего для использования в автомобилях. Но эта технология отражает более масштабные изменения, происходящие в японской электронной отрасли. Компании вроде Panasonic, Sony и Hitachi пытаются воспользоваться ростом на автомобильном рынке, чтобы компенсировать сокращающийся спрос на телевизоры, ПК и цифровые камеры. Автопром и сам переживает технологическую революцию в связи с ужесточающимися требованиями к экологичности. Переход на электродвигатели и водородное топливо сопровождается усложнением автомобильной электроники - для повышения безопасности и комфортности езды все более широко используются всевозможные сенсоры, камеры и т. п. В результате граница между автомобилестроением и производством электроники размывается. «В наступающей эпохе этих границ не будет», - говорит Содзи Инагаки, генеральный менеджер Toyota, отвечающий за автомобильные системы контроля.

Sharp поставляет дисплеи для автопрома и самолетостроения уже два десятилетия. В последние годы компания стала уделять больше внимания дисплеям малых и средних размеров, ориентируясь на рынок смартфонов и планшетов. «В прошлом мы чрезмерно фокусировались на увеличении технических показателей экранов, - говорит Ясухиса Ито, генеральный менеджер Sharp, возглавляющий разработку дисплеев «произвольной формы». - Но теперь пользователи уже не видят в этом особых достоинств. Поэтому мы решили сместить фокус на дизайн устройств».

Сейчас около 7-16% всех продаж японских производителей электроники приходится на продукцию для автомобильного рынка, где объемы заказов стабильны, а производственные циклы велики.

По мнению многих аналитиков, японским компаниям на авторынке будет непросто выдержать конкуренцию со стороны как традиционных участников этого рынка, так и крупных IT-компаний вроде Apple, Google и IBM, а также стартапов вроде израильской компании Mobileye, создающей системы автоматического вождения.