Лишние бургеры

Сеть Carl's Junior в России сокращается больше чем наполовину. Франчайзи американской компании закрывает все рестораны в Петербурге и Новосибирске
Рестораны американской сети работают в Петербурге с 2006 г./ Е. Егоров/ Ведомости

Открытие ресторана в торговом центре обходится в 7 млн руб., стационарного заведения - около 20 млн руб., говорил в 2007 г. директор «Яркой звезды» Михаил Квасников. В 2013 г. «Яркая звезда» запустила продажу субфраншизы в России. Инвестиции в открытие ресторана на фудкорте составляют $330 000, в запуск стационарного ресторана - $600 000, сказано в условиях субфранчайзинга на сайте компании. Рекомендуемая площадь ресторана - 75-300 кв. м, лицензионный сбор за одну точку - $45 000, роялти - 5-6% от оборота, сбор за обучение ключевого персонала - $15 000. Срок действия лицензии - 20 лет.

Маленькая порция. 0,1%

доля российской сети Carl's Jr на рынке фастфуда в 2013 г., по данным Euromonitor International. «Макдоналдс» занимает 20% рынка, Burger King - 5,1%, Subway - 3,3%

Франчайзи американской сети быстрого питания Carl's Junior в России - ООО «Яркая звезда» закрывает все рестораны в Петербурге и Новосибирске, рассказала вчера представитель компании. Она объяснила это сложившейся экономической ситуацией, отказавшись от дальнейших комментариев.

Под брендом Carl's Jr. работает более 3400 ресторанов в 18 странах мира. Всего в сети 47 ресторанов в России, из них 25 - в Петербурге, 4 - в Новосибирске. «Яркая звезда», которой в равных долях владеют Юрий Ан, Александр Кычаков и Вадим Сухарев, в 2005 г. приобрела мастер-франшизу Carl's Jr у американской CKE Restaurants за $500 000. Размер роялти составляет 4% от оборота, до 7% выручки может тратиться на рекламу, следует из презентации CKE Restaurants на ее сайте. Первый российский ресторан Carl's Jr открылся в Петербурге в 2006 г. По условиям франчайзингового договора «Яркая звезда» должна была до 2013 г. открыть не менее 50 точек.

Менеджмент Carl's Jr находил неплохие помещения под рестораны и предлагал собственникам платить по ставкам выше рынка, рассказывает один из топ-менеджеров «Макдоналдса» в Петербурге. По его словам, «Макдоналдс» и Carl's Jr неоднократно сталкивались в борьбе за помещения и арендодатель выбирал последнюю из-за высокой ставки. В условиях кризиса высокие и фиксированные ставки стали решающим фактором в закрытии ресторанов, считает собеседник «Ведомостей». По его словам, 25 ресторанов слишком мало для Петербурга, поэтому Carl's Jr не была конкурентом «Макдоналдсу».

В Новосибирске рестораны Carl's Jr были расположены в хороших местах с высокой проходимостью, говорит владелец сети «Дядя Денер» Антон Лыков. Когда в 2011 г. сеть открылась в Новосибирске, у нее не было конкурентов. В 2013 г. заработал Burger King, а в 2014 г. - «Макдоналдс». В сравнении с ними у Carl's Jr цены выше на 5-10%. Это существенно в условиях кризиса, уверен он. «Кроме того, обе компании заявили о планах экспансии», - говорит Лыков.

Carl's Jr работала в высоком ценовом сегменте, поэтому ей нужны были ликвидные помещения, сеть всегда выбирала дорогие места, отмечает вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина. К примеру, аренда за помещение одного из ресторанов площадью 337 кв. м на Загородном проспекте составляет, по ее словам, 1,1 млн руб. в месяц. За 2014 г. к «Яркой звезде» подано 12 исков, требования по ним - около 50 млн руб.

В 2014 г. в Петербурге закроется 20-25% всех заведений, прогнозировала в конце 2014 г. группа «Бестъ». Оборот отрасли в Петербурге за 11 месяцев 2014 г. снизился на 8,1% до 47,9 млрд руб., следует из данных Петростата.