Полной уверенности в том, что в среду в Минске пройдет саммит по Донбассу, пока нет

Между сторонами сохраняются серьезные разногласия
М.Метцель/ ТАСС

Подготовка встречи в Минске 11 февраля лидеров Франции, Германии, России и Украины идет в условиях давления сторон друг на друга с целью улучшить свое положение. Козырь Киева - угрозы Запада расширить санкции против России, о чем вчера предварительно договорились министры иностранных дел Евросоюза (они касаются расширения черных списков). Однако их введение отложено до следующего понедельника и «будет зависеть от того, что происходит «на земле» и как пройдет минская встреча», сказал французский министр Лоран Фабиус, чьи слова приводит Associated Press.

Другой способ давления на Москву - угроза поставок американских вооружений украинской армии, о чем в США идут внутренние дискуссии. Берлин и Париж против этого, о чем на конференции по безопасности в Мюнхене заявила канцлер Ангела Меркель, отметив, что это приведет к нарастанию градуса противостояния. Но, как сообщила вчера The Wall Street Journal, во время переговоров в пятницу в Москве Меркель «предъявила Владимиру Путину ультиматум» - в случае отказа поддержать план Германии и Франции Берлин не будет возражать против решения Вашингтона о поставках вооружений и поддержит расширение экономических санкций. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, ранее назвавший ту встречу конструктивной, опроверг существование ультиматума, заявив радиостанции «Говорит Москва», что «никто никогда не общался и не сможет при всем желании с президентом общаться в ультимативном тоне».

Меркель вчера провела переговоры с президентом США Бараком Обамой, который заявил, что в случае провала дипломатических усилий он «изучит все варианты», включая «возможность поставки оборонных вооружений», хотя решение по этому поводу им еще не принято. Верховная рада в среду планирует рассмотреть проект обращения к конгрессу США о военной помощи.

Следователь повышен

Александр Дрыманов назначен и. о. руководителя Главного следственного управления СКР по Москве. Ранее он возглавлял управление СКР, занятое расследованием военных преступлений на Украине, вел следствие по таким делам в Южной Осетии и работал по делу ЮКОСа.

В свою очередь Москва использует для давления на Киев и Запад военные успехи повстанцев, добившихся увеличения контролируемой территории. Кроме того, как считает директор Международного центра обороны и безопасности в Эстонии Мэттью Брайза, Путин пытается использовать Меркель и президента Франции Франсуа Олланда, чтобы попытаться «расколоть трансатлантическое сообщество»: «Канцлер Германии и президент Франции считают, что выполняют благородную миссию, чтобы остановить войну и человеческие страдания. На самом деле этим они вносят вклад в продление войны и перерождение ее в замороженный конфликт. Президент России умело проводит эту манипуляцию». По мнению директора близкого к Кремлю Центра политических коммуникаций Алексея Чеснакова, требование Запада передать Украине контроль над границей России с самопровозглашенными ДНР и ЛНР неприемлемо, поскольку «никакого соприкосновения сторон там нет». Пункт о децентрализации власти на Украине, по мнению Чеснакова, предметом обсуждения быть не может, поскольку «это уже было объявлено Порошенко и он не может нам это «продать» во второй раз», при этом создание демилитаризованной зоны глубиной 50-70 км из расчета текущей линии соприкосновения сторон для России приемлемо. Для Киева одним из самых неприемлемых требований Москвы является продолжение «жизнеобеспечения» Донецка и Луганска, в то время как они продолжают оставаться под контролем повстанцев и российских военных, считает Брайза.