Госдума вводит миллионные штрафы за воспрепятствование работе нефтяных платформ

Это ответ на акцию Greenpeace на «Приразломной» в сентябре 2013 г.
Г.Старинская/ Ведомости

Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству рекомендует принять во втором чтении законопроект о крупных штрафах за нарушение правил безопасности вблизи нефтяных платформ. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были разработаны по поручению президента после акции Greenpeace на платформе «Приразломная» в сентябре 2013 г. (активисты высадились с судна на платформу в знак протеста против добычи нефти в Арктике, были задержаны и отпущены только в декабре).

Спустя год правительство внесло законопроект о наказании за нарушение норм безопасности судоходства вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе. Проект, одобренный в первом чтении осенью 2014 г., предполагал за это штрафы в размере 3000-5000 руб. и лишение прав на управление судном на срок до трех лет. Но ко второму чтению наказание резко ужесточили: согласно поправкам зампреда профильного комитета Дмитрия Вяткина и Павла Завального (оба - «Единая Россия»), штрафы для граждан составят от 100 000 до 300 000 руб., для должностных лиц - от 300 000 до 500 000, для юрлиц - от 500 000 до 1 млн руб. Еще сильнее накажут тех, кто помешает «производственной деятельности» или заблокирует в зоне безопасности транспортные коммуникации: граждан оштрафуют на 300 000-500 000 руб. с конфискацией орудия правонарушения, должностных и юридических лиц - на 500 000 - 1 млн и 3-5 млн руб. соответственно.

При обсуждении проекта в профильном комитете в январе Вяткин отмечал, что не разработаны правила безопасности в зимнее время - депутаты опасались, что Greenpeace может перейти на вертолеты, а представитель Погранслужбы ФСБ заявил, что его ведомство не сможет выписывать протоколы, так как у них нет соответствующих полномочий. В результате депутаты провели дополнительные консультации, и теперь текст документа согласован со всеми ведомствами. Погранслужба будет действовать в рамках имеющихся полномочий, которых и сейчас достаточно, пояснил Вяткин. Ужесточение санкций он объясняет тем, что эти объекты должны находиться под особой защитой: «Нарушение правил вокруг них представляет угрозу не только самому объекту, но и жизни и здоровью работников, возможны возникновение чрезвычайных ситуаций, угроза окружающей среде».

Это не единственное ужесточение законодательства после событий 2013 г., говорит руководитель энергетической программы Greenpeace Владимир Чупров: «Мы будем отслеживать изменения законодательства и учитывать риски в наших дальнейших действиях, но наш посыл был не о том, что у нас есть изъяны в защите морских объектов». Если вывод только один - закрутить гайки, значит, они не разглядели за это время, что проекты на арктических шельфах рискованны экономически и экологически, в то время как есть альтернативные программы, считает эколог. У России есть шанс уйти от сырьевой зависимости, но для правительства и парламента все упирается в то, кто будет составлять административные протоколы, заключает Чупров.