Руководителей космической отрасли не накажут за аварию «Прогресса»

Аварийный корабль, как ожидается, сойдет с орбиты в течение недели
Подготовка к запуску ТГК «Прогресс М-27М» Роскосмос/ Роскосмос

Роскосмос признал потерю грузового корабля «Прогресс М-27М», запущенного во вторник. «Ясно одно – нештатная ситуация с «Прогрессом» произошла в момент разделения [третьей ступени] ракеты «Союз-2.1а» и корабля», – сообщил на специальном брифинге в среду первый замруководителя Роскосмоса Анатолий Иванов. После этой нештатной ситуации корабль получил повреждения, делающие невозможной его стыковку с Международной космической станцией (МКС). Над установлением точных причин аварии будет работать комиссия, заключение которой необходимо получить к 13 мая, когда будет решаться вопрос о старте к МКС 26 мая пилотируемого корабля «Союз ТМА» (он запускается с помощью другой модификации «Союза» – ракеты «Союз-УФ»).

Стоимость производства корабля и ракеты вместе с запуском, по словам руководителя Роскосмоса Игоря Комарова, составила 2,589 млн руб., в том числе самой ракеты с обтекателем и корабля – 1,986 млрд руб., на последнюю сумму он и был застрахован. Предыдущая (и первая в истории для этого типа кораблей) потеря космического грузовика произошла из-за неисправности ракеты в августе 2011 г., и тот запуск «Прогресса М-12М» не был застрахован, что поставили в вину тогдашнему руководству Роскосмоса.

Игорь Комаров
Руководитель Роскосмоса

Дальнейший полет корабля и его стыковка с МКС не представляются возможными. <...> Не снимая вины и ни на кого не перекладывая, должны определить истинные причины.

По словам представителя Роскосмоса, сход с орбиты и сгорание в атмосфере аварийного корабля предварительно ожидается 5–7 мая. Всего в этом году планировалось запустить к МКС четыре «Прогресса» (один запущен в марте), но в связи с аварией два оставшихся запуска будут, по всей видимости, перенесены на более поздние даты, сообщил Иванов. По его словам, угроза для работы экипажа МКС в связи с недоставкой ему груза отсутствует.

По мнению человека в аппарате правительства, эта неудача не повлияет на положение нынешнего руководства космической отрасли и его кураторов в правительстве. Системные проблемы у космонавтики наблюдаются давно и все понимают, что быстро их не решить, новая команда во главе с бывшим президентом «АвтоВАЗа» Комаровым поставлена в прошлом году именно для этого, напоминает чиновник. По его словам, руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов был снят в 2011 г. в том числе за серию неудачных запусков (включая предыдущий неудачный старт «Прогресса»), а его преемники Владимир Поповкин и Олег Остапенко ушли в отставку вне связи с провальными запусками, которые случались и во время их руководства. Увольнялись и руководители предприятий за наиболее вопиющие аварии по причине халатности на производстве, однако сейчас не будет и этого, хотя надо дождаться результатов расследования, считает собеседник «Ведомостей». Новая команда в Роскосмос пришла недавно для проведения реформ отрасли, целью которых является недопущение подобных неприятных историй, поэтому какие-то громкие отставки сейчас нелогичны, согласен член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин.