Абонентский резерв «Вымпелкома»

«Вымпелком» использует подключение квартир к интернету, чтобы не допустить оттока мобильных абонентов/ М. Стулов/ Ведомости

К концу 2016 г. на конвергентный пакет «Всё в одном» «Вымпелкома», объединяющий в одном пакете мобильную и фиксированную связь, было подписано 500 000 домохозяйств, следует из сообщения компании.

Подключать абонентов к конвергентному тарифу оператор начал в марте 2016 г. Согласно его условиям мобильные абоненты «Вымпелкома» могут пользоваться широкополосным доступом (ШПД) и в зависимости от тарифа смотреть ТВ за 1 руб. в месяц. Для этого абонент должен подключить один (или больше) из сотовых тарифов семейства «Всё». Сколько сотовых абонентов пользуется конвергентными тарифами, представители «Вымпелкома» не говорят.

Более 50% подключившихся на тариф «Всё в одном» – новые абоненты, которые ранее не пользовались либо мобильными, либо фиксированными услугами «Вымпелкома», цитирует пресс-служба оператора его директора по развитию конвергентного бизнеса Тимура Аляутдинова.

Мировой опыт показывает, что конвергентные услуги снижают отток как сотовых, так и фиксированных абонентов, объяснял экс-гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин в марте 2016 г. Человеку сложнее одновременно заменить интернет-канал в квартире, поменяв при этом sim-карты у всей семьи, говорил он. В случае «Вымпелкома» это позволит не только остановить отток абонентов ШПД, но и расширить их базу, прогнозировал Слободин. Отток пользователей конвергентного пакета в 2–4 раза ниже, чем обычных абонентов ШПД, и в 4 раза – чем пользователей традиционной мобильной связи, утверждает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Квартиры на проводе

3,8% на столько выросло количество абонентов домашнего ШПД в России по итогам III квартала 2016 г. по сравнению с тем же периодом 2015 г., по данным «ТМТ консалтинга». Всего в стране, по подсчетам аналитиков, насчитывалось 30,8 млн пользователей ШПД, на 1,2 млн больше, чем годом ранее

Данные о количестве абонентов ШПД и их ежемесячном среднем счете (ARPU) за IV квартал 2016 г. представитель «Вымпелкома» не раскрывает. Из его отчетности следует, что эти показатели падали несколько кварталов подряд. В III квартале 2016 г. ARPU «Вымпелкома» по ШПД год к году снизился на 12% до 378 руб. По сравнению с I кварталом 2016 г. этот показатель уменьшился примерно на 10,5%. В конце сентября 2016 г. было 1,8 млн подписчиков ШПД – почти на 18% (примерно на 400 000 домохозяйств) меньше, чем в конце марта.

В своей отчетности «Вымпелком» не отражает пользователей конвергентного тарифа как абонентов ШПД – если бы они учитывались, база пользователей фиксированного интернета «Вымпелкома» была бы значительно больше, утверждают люди, близкие к двум компаниям – партнерам оператора. Человек, близкий к «Вымпелкому», это подтвердил. Айбашева это не комментирует.

То, что пользователей конвергентных тарифов «Вымпелком» не отражает в базе подписчиков ШПД, логично: ведь, по сути, они платят только за сотовую связь и фактически не платят за фиксированный интернет, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. С точки зрения конвергенции такая политика верна, она позволяет избежать двойного учета подписчиков, считает он. К тому же, если бы «Вымпелком» учитывал пользователей интернета за 1 руб. как абонентов ШПД, это привело бы к размыванию ARPU, которое снижается у всех работающих в сегменте фиксированного доступа операторов, добавляет Кусков.

На рынок ШПД в целом инициатива «Вымпелкома» мало повлияла – скорее всего, оператору удалось вернуть тех абонентов, которые ушли от него ранее (при этом в квартирах остались проложенные им интернет-кабели), а также подключить часть мигрирующих абонентов, чувствительных к акциям, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Интернет и сотовая связь сейчас стоят не настолько дорого, чтобы из-за возможности снизить плату за интернет до 1 руб. менять хорошо зарекомендовавшего себя интернет-провайдера или мобильного оператора, уверен он. Мобильная связь в сочетании с интернетом от «Вымпелкома», например в Москве, не выглядит очень выгодным предложением: как показывает опыт, среднестатистический московский абонент тратит на сотовую связь и интернет около 700–800 руб. в месяц, а если активно пользуется скидками и акциями, то даже меньше, рассуждает Мирзабеков.

С 2014 г. МГТС работает как виртуальный оператор (MVNO, Mobile Virtual Network Operator) на сети материнской МТС и подключает абонентов к конвергентным тарифам. На конец III квартала 2016 г. конвергентными услугами МГТС (сотовая связь плюс ШПД и другие фиксированные сервисы) пользовалось около 200 000 мобильных абонентов, рассказывает ее представитель Татьяна Мартьянова. Фиксированных абонентов конвергентных тарифов у МГТС чуть меньше (на один ШПД-контракт можно подключить несколько sim-карт). По ее словам, отток таких абонентов значительно ниже, чем традиционных пользователей ШПД. ARPU конвергентных услуг Мартьянова не называет. К ним подключается много как собственных абонентов МГТС, так и тех, кто ранее пользовался услугами других операторов, утверждает она.