МТС возьмет натурой

МТС готова бесплатно раздавать интернет абонентам, которые будут смотреть рекламу/ М. Стулов/ Ведомости

Бесплатный интернет МТС начнет тестировать весной, пилотная зона заработает в Волгоградской, Кировской, Кемеровской, Омской и Тамбовской областях, рассказал вице-президент по стратегии и маркетингу Василь Лацанич. Поначалу воспользоваться им сможет часть абонентов с тарифными планами без включенного мобильного интернета: за просмотр 30-секундного ролика подписчик получит 100 Мб трафика.

Рекламная модель призвана сократить число абонентов, имеющих смартфон, но не пользующихся интернетом, примерно на 1–1,2 млн (см. врез), отметил представитель МТС Дмитрий Солодовников, но ожидаемые поступления не назвал.

Пилотный проект реализуется с «Яндексом» – поисковик и МТС будут делить доходы от размещения рекламы, говорит Солодовников. Идет работа над тем, чтобы МТС стала партнером рекламной сети «Яндекса», передала «Ведомостям» руководитель группы развития видеорекламы «Яндекса» Ирина Скрипникова: «Яндекс» готов предоставить МТС инфраструктуру для показа видеорекламы и возможность монетизировать аудиторию проекта. Детали сотрудничества и возможную стоимость размещения рекламы партнеры не раскрывают.

Оператор WiFi-сети в московском метро «Максимателеком» работает по рекламной модели с 2013 г.: доступ в сеть бесплатен, но пользователи должны смотреть короткие ролики. Количество подключений к сети «Максимателекома» доходит до 4 млн в день, рассказывал его представитель Илья Грабовский в декабре 2016 г. Проект МТС он обсуждать отказался. Итоги своего проекта «Максимателеком» не раскрывает. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2015 г. выручка компании составила около 1,5 млрд руб., чистый убыток – 331,5 млн.

Сетевой резерв

По данным МТС, на конец III квартала 2016 г. смартфонами пользовалось 52% из 79 млн ее российских абонентов. Примерно 29% владельцев смартфонов (т. е. 10–12 млн) не пользуются мобильным интернетом, сказал Солодовников.

Среднемесячный доход с абонента (ARPU) российских сотовых операторов снижается и реклама на мобильных устройствах – один из способов компенсировать это, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Бесплатный интернет в обмен на просмотр рекламы будет востребован молодежью и пожилыми пользователями в регионах, уверен он, но активные пользователи предпочтут заплатить.

МТС выходит на достаточно конкурентный рынок – баннерную и видеорекламу на мобильных устройствах уже предлагают размещать крупнейшие российские селлеры, Mail.ru, онлайн-кинотеатры и др., отмечает гендиректор специализирующейся на мобильной рекламе компании OTM Дмитрий Лазарев. Очевидно, что сервис будет приносить МТС доходы в первую очередь в крупных городах: они больше интересуют рекламодателей, считает он. Вопросы может вызвать и качество рекламного продукта – как показывает опыт, пользователи мобильных устройств зачастую не смотрят навязываемую, например, за доступ к WiFi, рекламу, а ждут пока ролик закончится, не глядя на экран, рассказывает Лазарев.

Внедрить рекламную модель пытались российские и зарубежные операторы, но дальше тестов пока не заходили – в первую очередь потому, что стоимость (цена за тысячу контактов, CPT) оказывалась значительно выше, чем у других игроков, утверждает гендиректор Media Direction Group Андрей Брайович.

«Вымпелком» в 2016 г. запустил сервис для рекламных агентств «Билайн программатик», говорит представитель оператора Анна Айбашева, но результаты его работы не раскрывает. «Т2 РТК холдинг» (Tele2) не планирует запускать интернет по рекламной модели, говорит его представитель Ольга Галушина, анализ показал, что сервис не будет массово востребован. Реклама в обмен на интернет не стимулирует абонентов потреблять больше трафика, кроме того, аудитория такого сервиса может быть интересна ограниченному количеству рекламодателей, считает Галушина.