От редакции: Шаг навстречу

Появился шанс, что философский вопрос, создавать или не создавать технооазисы, в России все-таки будет решен. В пользу сектора высоких технологий. После вмешательства президента чиновники продемонстрировали редкое единодушие и расторопность.

Проект долгое время был жертвой классического для советской и постсоветской России институционального противостояния “плановиков” и финансистов. Идеологом создания особых экономических зон (ОЭЗ) для развития технологического сектора всегда было Минэкономразвития. Минфин, опасаясь новых внутренних офшоров, был против.

Но благодаря высочайшему напоминанию Минфин согласовал проект. Президент же указал на важность льгот по ЕСН для сектора высоких технологий. А на встрече с учеными и чиновниками в Новосибирске в начале этой недели Путин в резкой форме потребовал ускорить работу над проектом закона и представить его в Думу к 1 марта 2005 г.

Закон об ОЭЗ – это шаг к налогообложению как инструменту стимулирования экономики. Сегодня же налоги – это мера давления или даже передела собственности. В проекте заложены не только льготы по налогам на имущество и на прибыль (за счет регионов может быть снижен с 24% до 6,5%). Также снижаются бюрократические барьеры, очень чувствительные для технологических компаний: налоговые проверки не чаще одного раза в три года длительностью не более двух недель, режим свободной таможенной зоны с беспошлинным ввозом товаров из-за рубежа. Наконец, Минфин уже согласен снизить ЕСН для резидентов ОЭЗ до 14%, и сейчас идут консультации о снижении до 8% – это критически важно для сектора высоких технологий, где зарплаты составляют 70–80% затрат. Технико-внедренческих зон планируется всего четыре – их вполне можно будет контролировать, так что в них вместо программистов и электронщиков не окажутся нефтяники и металлурги.

Упрек к создателям ОЭЗ в том, что они пытаются создать административно-налоговый рай, не сумев обеспечить нормальный бизнес-климат во всей стране, может, и справедлив. Но успех инициативы с ОЭЗ, поддержанной президентом, может дать серьезные аргументы тем чиновникам, которые настроены на сотрудничество с бизнесом, а не на продолжение налоговых и административных репрессий. Да и опыт Индии показывает, что игра в технологические ОЭЗ стоит свеч. В конце 90-х гг. прошлого века страна экспортировала программное обеспечение на $5 млрд в год и планирует к 2008 г. довести экспорт до $60 млрд.