От редакции: В ответе за стихию

Депутаты собираются застраховать туристов и операторов от стихийных бедствий, подобных цунами в Юго-Восточной Азии. Для этого народные избранники предлагают создать систему обязательного страхования туристических рисков и компенсационный фонд, куда компании обязаны будут регулярно отчислять определенный процент выручки.

Ни один действующий закон не обязывает туроператоров полностью возмещать гражданам стоимость путевок в случае форс-мажорных обстоятельств. Правда, по суду можно вернуть уплаченное за вычетом расходов турфирмы, но затраты на покупку авиабилета и бронирование отеля, как правило, и составляют основную часть стоимости тура. Правда, помимо закона есть еще неформальные правила, которые операторам поневоле приходится исполнять. В конце декабря глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский заявил на пресс-конференции, что компании должны добровольно вернуть клиентам 100% стоимости путевок. И даже назвал семь крупнейших фирм, которые после переговоров с ним уже согласились пойти навстречу туристам. Правда, в неофициальных беседах представители некоторых из этих компаний утверждают, что узнали о таких договоренностях из газет, но портить отношения с регулятором в любом случае не хотят. Конечно, возместить стоимость путевок деньгами компании в любом случае не смогут – некоторые отели соглашаются расплатиться с ними только услугами, а требовать деньги у тех, кого вообще смыло с лица земли, занятие неблагодарное. Так что, скорее всего, клиенты получат аналогичные туры, но в другое время или в другой регион. С авиакомпаниями легче: некоторые уже официально заявили о том, что вернут полную стоимость билетов, причем не только на регулярные рейсы, но и на чартеры. Не исключено, правда, что к перевозчикам тоже применили административный ресурс.

Так что крупным компаниям, которые дорожат репутацией и отношениями с властью, платить за форс-мажор приходится в любом случае. И на этом фоне закон о компенсационном фонде выглядит вполне здравой идеей – заранее зная ставку обязательных отчислений, можно хотя бы посчитать бюджет. Другое дело, что самая идея обязательной компенсации 100% за форс-мажор сильно спорная. Люди должны отвечать за качество того, что они делают, – за качество туристических услуг, например. Но ураганы и цунами – не дело рук человека. От стихии страдают и операторы, и их клиенты.