От редакции: Изобретение плана

Ни в Налоговом кодексе, ни в законе о налоговых органах не сказано, что чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) обязаны заботиться о пополнении казны или тем более выполнять какие-то бюджетные задания. Вопреки расхожему мнению, налоговая служба вообще не фискальный орган. Основные обязанности налоговиков перечислены в статье 32 Налогового кодекса и сводятся к тому, чтобы, во-первых, самим не нарушать закон, а во-вторых, следить, чтобы его не нарушали плательщики. Другими словами, выполнять классические задачи надзорного органа.

Кроме того, чиновники должны вести учет организаций и граждан, бесплатно информировать их по всем налоговым вопросам, возвращать переплаченные налоги, соблюдать налоговую тайну, выдавать акты проверок и уведомления об уплате налогов и, наконец, сообщать в компетентные органы о признаках преступлений. И все.

Тем не менее правительство и депутаты ежегодно устанавливают для чиновников ФНС не только задание по сбору налогов, но и задание по взысканию штрафов и пени. Даже если никто не будет нарушать закон, ФНС все равно придется взыскать с кого-нибудь штраф. Таково задание.

Дополнительная фискальная функция ФНС, о которой умалчивают законы, часто противоречит ее главной обязанности – исполнять закон. Руководители службы шлют своим подчиненным письма или телефонограммы с требованием прекратить возмещение НДС вплоть до особого распоряжения.

Другими словами, нарушить закон в связи с бюджетной необходимостью. Информируя подчиненных об очередном решении Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, руководители ФНС любят приписывать в конце письма, что это решение касается конкретной компании и не имеет к остальным никакого отношения. И хотя налоговые споры, как правило, шаблонны, чиновники продолжают настаивать на неверном толковании закона, раз за разом проигрывая в суде.

Акты налоговых проверок начинают напоминать “письма счастья”. “Заплатите рубль, и будет вам счастье”, – обещают налоговики в надежде, что кто-то не захочет ссориться с инспектором, а кому-то дешевле заплатить, чем затевать судебный спор. Когда закон на стороне налогоплательщика, а задача инспектора – наполнить бюджет и при этом выполнить закон, ФНС попадает в классическое положение конфликта интересов.

Проблема в том, что размер собранных налогов – самый простой и очевидный критерий, по которому можно оценить труд инспектора. И если отменить налоговые планы, то у чиновников может пропасть стимул работать.

Однако в России есть и другие надзорные органы, которые успешно работают без правительственных заданий. Никто не устанавливает перед Федеральной службой страхового надзора или Федеральной службой по финансовым рынкам квартальные планы по отзыву лицензий. И те и другие обязаны следить за исполнением профильного законодательства, т. е. делать ровно то же самое, что должна делать и ФНС.

Отмена заданий для МНС многим покажется утопией. Но кто будет отрицать, что налоговый инспектор, пришедший с проверкой, должен руководствоваться законом, а не желанием выполнить план любой ценой.

Президент поручил правительству навести порядок в правилах налогового администрирования. Самое время задуматься о том, что в действительности является критерием хорошей работы ФНС.