Тройной удар

На этой неделе произошли два события, способные серьезно испортить настроение руководству “АвтоВАЗа”, ГАЗа и других автозаводов, выпускающих автомобили с привычными с советских времен шильдиками на кузове. В Москве сошел с конвейера первый сверхдешевый Renault Logan российского производства, а Daewoo заняла первое место по продажам среди автомобилей иностранных марок в нашей стране.

Недавно разработанный Logan только встает на конвейер, а Nexia, на которую приходится большая часть продаж Daewoo в России, выпускается уже 10 лет. Logan украшен эмблемой крупного европейского автоконцерна, Daewoo – азиат, хотя компанию с этим названием не так давно купили американцы. При всех различиях начало выпуска Logan и возвращение Daewoo на первую ступеньку неформальной табели о рангах продающихся в России иномарок – эпизоды одного сценария. Финалом которого может стать сход со сцены “Жигулей” и “Самар”.

В 1997–1998 гг. мало какая газета не опубликовала изображения территории “АвтоВАЗа” с высоты птичьего полета. На свободных от цехов территориях – торговых площадках и даже испытательном треке для новых разработок – не было видно ни клочка асфальта: завод был заставлен десятками тысяч непроданных легковушек. Причина постигшего тогда завод кризиса была простой: постоянно поднимая цены (по словам его руководства, вынужденно), завод догнал дешевые иномарки. За “десятку” просили столько же, сколько за узбекскую Nexia или подержанный европейский автомобиль в хорошем состоянии – и покупатель сделал выбор. Спасла автозаводы девальвация рубля осенью 1998 г., которая “развела” цены на “Лады” и Nexia чуть ли не вдвое.

Сейчас цены на “десятки” и Nexia снова стали одинаковыми. И рынок не замедлил отреагировать: покупатели сметают из дилерских салонов узбекско-корейских старушек, а у ВАЗа немного, но упали продажи. В Тольятти кивают на длинные новогодние каникулы, приостановившие выпуск машин. Действительно ли виной новый график праздников – покажет время. Но Nexia уже не единственная “сверхдешевая” иномарка на российском рынке. Французский, сделанный для развивающихся рынков Logan будет продаваться всего на $700 дороже нынешней цены Nexia и “десяток” – вполне разумная премия за новизну модели. Еще на $200 дороже сделанный в Латинской Америке Volkswagen Pointer. Этим трем маркам вполне под силу сделать то, что не удалось Daewoo в 1998 г., тем более что нового дефолта вроде бы не предвидится. Как тут не вспомнить, что надпись “Автофрамос” (СП, на котором собирают Logan) красуется сейчас на огромном здании, которое еще несколько лет назад украшала вывеска “Москвич”?