Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1425 от 08.08.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Аварийный контроль

От редакции: Аварийный контроль

Общественный контроль за расходованием средств военными крайне затруднен из-за завесы секретности над всем, чем можно. Но время от времени всем предоставляется возможность оценить эффективность военных расходов. Происходит это, к сожалению, в связи с чрезвычайными ситуациями. Авария подводного аппарата “Приз” снова об этом напомнила.

Инцидент с аппаратом “Приз” не идет ни в какое сравнение с трагедией “Курска”. “Приз” в ходе ремонта некой антенны оказался блокирован на глубине 190 м, запутавшись в браконьерских сетях. Батискаф был совершенно исправен, с ним была устойчивая связь, а его герметичность – не нарушена. Сам по себе “Приз” базируется на специальном спасательном корабле и предназначен для спасения людей с затонувших подлодок – именно такой нырял к “Курску” пять лет назад. То есть и в батискафе, и на борту должны были быть и специалисты, и оборудование для спасения людей из-под воды. Счет времени при этом шел не на минуты и даже не на часы, а на сутки, давая возможность подтянуть дополнительные силы и средства.

Но подтягивать, как выяснилось, было почему-то нечего. Второй тихоокеанский “Приз”, который и должен был страховать своего собрата, снят с эксплуатации и ждет ремонта на берегу. А быстро доставить аналогичные или вообще хоть какие-то спасательные аппараты с Северного флота оказалось технически невозможно – они не помещаются в самолет. Купленные после событий с “Курском” беспилотные подводные аппараты “Тайгер” могут искать аварийные лодки под водой, но не могут помочь и разрезать, например, трос или сеть. Наконец, как показал подъем “Курска” в 2001 г., в России есть квалифицированные глубоководные военные водолазы, которые прорезали под водой корпус атомной подлодки. Для них, как тогда сообщалось, были куплены современные скафандры. Но на Камчатке, где как раз нужно было разрезать несколько тросов, они так и не появились.

И все же силы подтянули – из Британии и США. Именно скорое прибытие и помощь английских спасателей с их аппаратом “Скорпион” позволили решить проблему, причем так быстро, что помощь прибывших на Камчатку американцев не понадобилась. Быстрое, без проволочек, обращение за помощью к иностранным государствам – едва ли не единственный урок, усвоенный военным начальством после “Курска”.

Пять лет назад Норвегия, США, Великобритания и Франция предложили помощь менее чем через двое суток после потери “Курска”, но военные согласились ее принять лишь на шестые сутки с начала кризиса.

Вопрос о том, почему оборудование и специалистов-спасателей быстрее доставить на Камчатку из Великобритании и США, а не из Североморска, к примеру, – это вопрос качества организации аварийно-спасательной службы на флоте и профпригодности флотского начальства. Объем гособоронзаказа с 2001 г. в номинальном выражении вырос в 2,4 раза – до 180 млрд руб. Сколько нужно трагедий, чтобы начать понимать, на что тратятся деньги в этой сфере?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more