От редакции: Неудобное общество

Сегодня во Владикавказе произойдет то, чего более года ждали не только в Северной Осетии, но и во всей России. Комиссия республиканского парламента по расследованию событий в Беслане представит в открытом режиме свой доклад. Именно от местных депутатов ждут независимого расследования и надеются узнать настоящие причины трагедии, из-за которой город потерял 331 человека. Лишь немногим больше жителей Беслана погибло за все четыре года Великой Отечественной – на памятной стеле в честь погибших высечено 357 имен. Первоначально жители Северной Осетии не слишком доверяли своему парламенту. Жители республики считали, что он чрезмерно лоялен экс-президенту Александру Дзасохову, которого многие в республике считают одним из виновников гибели людей. Однако местные депутаты избраны в небольших по численности одномандатных округах, поэтому в дни народной беды они почувствовали себя частью гражданского общества.

Выводы комиссии скорее всего не будут совпадать с официальной версией событий. Высокие чины Генпрокуратуры обвиняли комиссию и ее руководителя в нечестности и даже называли саму ее работу нелегитимной. Возможно, что Москве удалось даже задержать оглашение доклада. Однако, как заявил “Ведомостям” глава комиссии Станислав Кесаев, никто не сможет помешать ему сказать всю правду о событиях в Беслане, как бы неприятна она ни была высшим столичным чиновникам. Журналисты и простые жители Северной Осетии заполнят все места в зале заседаний парламента, а сам доклад будет опубликован.

Реакция Кремля на доклад независимой парламентской комиссии станет еще одним индикатором его отношения к гражданскому обществу, на диалоге с которым настаивает Владимир Путин. Если это стремление искреннее, то выводы доклада будут приняты высшими чиновниками и станут составляющими дальнейшего расследования. Если же Москва поставит выводы комиссии под сомнение, будет чинить препятствия распространению данных доклада и намекать через златоустов Генпрокуратуры на непрофессионализм и пристрастность расследования осетинских депутатов, это станет еще одним подтверждением того, что власть готова сотрудничать только с гражданским обществом, создаваемым по ее разнарядке.