Статья опубликована в № 1610 от 11.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: За нефтяным занавесом

От редакции: За нефтяным занавесом

Президентское послание-2006 долго готовилось и, похоже, не зря. Получился очень качественный продукт, отвечающий практически всем потребительским требованиям. Вопреки ожиданиям знатоков продукт оказался главным образом для внутреннего потребления – с точным отбором тем и красноречивыми умолчаниями.

Создается впечатление, что авторы уделили каждой теме ровно столько внимания, сколько уделил бы ей средний россиянин. По мнению граждан (“Левада-центр”), экономике больше всего мешают бюрократический произвол, коррупция и взяточничество в органах власти (так считают 34%) и грабительская политика крупного российского бизнеса (33%). Пожалуйста, в послании отмечены низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу, необходимость бороться с коррупцией.

Опрос “Левада-центра” о задачах России выявил такие приоритеты: развитие отечественного производства – 68%, защита отечественных производителей – 40%, укрепление обороноспособности страны – 40%, сохранение статуса “великой державы” – 38%, продвижение российских товаров на мировом рынке – 27%, развитие связей с другими странами – 19%, развитие предпринимательства и конкуренции – 19%, укрепление демократии и свободы слова – 12%. Приоритеты президента лежат в той же плоскости: госинвестиции, современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, инновации, укрепление и конвертируемость рубля, вступление в ВТО – не самоцель.

Думая о российской армии, граждане чаще всего испытывают следующие чувства (“Левада-центр”): тревогу – 32%, сопереживание – 24%, стыд – 19%, страх – 8%, уважение – 7%, гордость – 3%. Это неравнодушие свойственно и президенту, заявившему о необходимости укрепления обороноспособности страны.

Путинские приоритеты внешней политики – СНГ, ЕС, США, Китай – совпадают с приоритетами россиян: они считают (“Левада-центр”), что укреплять отношения надо прежде всего со странами ближнего зарубежья (39%), Западной Европы (24%), Китаем (13%) и уже потом США (8%).

На первый взгляд россияне не очень-то озабочены повышением рождаемости – а это центральная тема президентского послания. Но, во-первых, как показывает опрос ВЦИОМ, от президента ждали разговора о здравоохранении (10%) и проблемах детей и молодежи (9%) – это четвертая и пятая по важности темы. Во-вторых, лидер должен не только отвечать на требования своего народа, но и вести его за собой – в этом смысле тема повышения рождаемости беспроигрышна.

Умолчания красноречивы – инфляция, преступность и энергетическая политика. Инфляция беспокоит 81% населения, растущая стоимость жилья и транспорта – 72%, преступность – 37% (“Левада-центр”).

Энергетическая “дер-жавность”, так волнующая Запад, судя по всему, считается в Кремле достаточно объясненной в статье Владимира Путина, ранее опубликованной в Wall Street Journal. Западные политологи называют Россию частью “нефтяной оси” – ну и пусть. Раз так, им должно быть все равно, что происходит за нашим нефтяным занавесом, позволяющим строить амбициозные и популярные у избирателя планы на десятилетие вперед.

Послание этого года ориентировано на будущее. Это практически заветы Путина, и кем бы персонально ни разрешилась “проблема-2008”, будущий президент уже обречен на исповедание новых путинских ценностей. Шаг вправо, шаг влево – электоральный провал. Сам Путин, таким образом, возводится в ранг выше теперешнего – он не просто президент, он гарант повестки дня.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать