От редакции: Дефицит развития

Сверстать сбалансированный бюджет, чтобы чрезмерные затраты не грозили разорением в будущем, а превышение доходов над расходами не превращалось в самоцель, непросто даже в семье. Сегодня Мосгордума рассмотрит в первом чтении проект столичного бюджета на будущий год, в котором доходы составят почти 700 млрд руб., а расходы – около 805 млрд руб. Дефицит – не исключение, а правило для столичного бюджета последних лет. В 2003 г. он достигал 22 млрд руб. (7% доходов), в 2004-м – 28 млрд руб. (8%), в 2005-м – 17 млрд руб. (4%), наконец, в нынешнем – почти 57 млрд руб. (11%).

На первый взгляд кажется странным, что город, в котором сосредоточены крупнейшие налогоплательщики, не сводит концы с концами. По мнению экспертов Центра фискальной политики и Института экономики города, положение можно изменить за счет сокращения расходов на управленческий аппарат. Однако опасаться нынешней ситуации не стоит. Бюджет Нью-Йорка 2006 г., сверстанный с профицитом в $3,2 млрд, скорее исключение из правил. Бюджеты Парижа и Лондона нередко бывают дефицитными. И это нормально. Главное – не пускать ситуацию с дефицитом и долгами на самотек, как это случилось в Берлине, где сумма долга мэрии достигла 60 млрд евро. Только на обслуживание своего долга город-банкрот ежегодно тратит 2,4 млрд евро. Налоговые поступления не покрывают и половины городского бюджета, размер которого – 21 млрд евро. Отчаявшийся бургомистр Клаус Воверайт пытается выбить в германском конституционном суде поправки в основной закон ФРГ, которые закрепят обязанность центра увеличить ежегодные субвенции столице.

Однако до этого Москве далеко. По мнению экспертов, столичные финансы и заимствования имеют значительный запас прочности. Не случайно международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s за последний год дважды повышало долгосрочный кредитный рейтинг Москвы. Он вырос с уровня ВВВ- в ноябре 2005 г. до BBB+ в сентябре 2006 г. Более того, зарубежные займы под 6–7% годовых, т. е. ниже годового уровня российской инфляции, выгодны для города. Наконец, в последние годы бюджетный дефицит столицы значительно уступал объему городских инвестиционных программ (в 2007 г. их профинансируют на 190 млрд руб.). Москве осталось умело использовать благоприятную конъюнктуру и по-хозяйски распорядиться полученными средствами, развивая городскую инфраструктуру и наиболее перспективные отрасли городской экономики. Один из вариантов – возведение сети недорогих гостиниц для иностранных и отечественных путешественников. Их постройка может обеспечить значительный приток туристов. Доля доходов от туризма в бюджете Лондона – 60%, в бюджете Парижа – 70%, в Москве – 8%. Впрочем, для радикального усиления туристического потока город должен стать удобнее и гостеприимнее, что стоит денег.