От редакции: Метла влияния

Жители столицы получили дополнительное время до мая 2008 г., чтобы выбрать компанию, которая будет обеспечивать поступление тепла, света, горячей и холодной воды, вывоз мусора, ремонт и уборку многоквартирных домов. Такое решение приняла вчера Мосгордума. Эксперты уверены, что в ближайшее время аналогичные постановления об отсрочках примут парламенты большинства регионов. Чем важна предоставленная отсрочка – вопрос не праздный, ведь речь идет о благополучии и безопасности миллионов людей.

Сейчас несоответствием качества и цены жилищно-коммунальных услуг, по данным ВЦИОМ, недовольны 84% россиян. А по данным ФОМ, рост тарифов ухудшил материальное положение 80% опрошенных и не повлиял всего на 6,5%. Одна из причин постоянного увеличения цен – монополизация рынка и изношенные на 60–65% коммуникации, требующие непрерывных вложений для поддержания работоспособности. Привлечение управляющих компаний по замыслу авторов реформы ЖКХ должно направить в эту сферу частные инвестиции и ликвидировать монополизм ЖЭКов, ДЭЗов и других подобных организаций. Однако граждане не торопятся выбрать управляющие компании. На днях министр регионального развития Владимир Яковлев заявил, что пока это сделали лишь 7% россиян. Причин тому несколько. Государство не разъясняет гражданам, зачем необходима реформа домоуправления и какие выгоды в будущем она может принести. Обыватели опасаются, что приход “частников” к управлению самым главным их активом – жильем – не улучшит качества обслуживания, зато поднимет цены до заоблачных высот. Этим пользуются сотрудники нынешних ДЭЗов и чиновники – они либо саботируют проведение конкурсов по выбору компаний, либо навязывают договоры с аффилированными фирмами, угрожая отключением воды и тепла. Они не просто пытаются сохранить за собой рынок, объем которого, по оценкам экспертов Института экономики города, составляет более 800 млрд руб. Чиновники понимают, что ремонт крыши или установка новых батарей накануне выборов – это рычаг политического влияния.

Предоставленная отсрочка может помочь гражданам и создаваемым товариществам собственников жилья узнать свои права и обязанности. Если жильцы решат оставить нынешние ДЭЗы и ЖЭКи, они смогут разработать договоры, которые четко укажут обязанности и права обеих сторон.

Впрочем, главное все-таки не это. Нынешняя система позволяет участвовать в конкурсе любой организации без проверки ее профессионального багажа. Пока нечетко прописан механизм смены управляющей организации в случае ее банкротства. Неясно, кто в этом случае несет материальную ответственность перед компанией, предоставляющей тепло и воду. Система затрудняет заключение договора на управление домом больше чем на год, а значит, резко ограничивает возможные инвестиции. По мнению экспертов, минимальный срок договора на управление необходимо продлить до трех-пяти лет.

Кроме того, государство, как это было сделано в ряде бывших соцстран, могло бы дать льготы среднему и малому бизнесу для возведения и последующей эксплуатации альтернативных источников тепло- и водоснабжения – небольших котельных, которые не требуют громадных расходов на поддержание многокилометровых коммуникаций.