От редакции: Расходный орден

Российская экономика выглядит крепче многих в ситуации наступающего кризиса. С другой стороны, нельзя сказать, что правительство прогнозировало возможность кризиса и готовилось к нему. Большие социальные обещания, звучащие в предвыборной кампании преемника, могут быть сильно скорректированы.

Экономическая теория с точки зрения подготовки к возможным кризисам делит политику правительств на процикличную и антицикличную. При процикличной политике правительство стимулирует экономический рост (хотя его темпы и так достаточно высоки), вызывая тем самым опасность перегрева. При антицикличной политике оно концентрирует силы на будущем спаде и таким образом сглаживает циклы. Например, предыдущий президент США Билл Клинтон проводил более антицикличную политику, сбалансировав бюджет так, что в 1998–2000 гг. он был профицитным. А у Джорджа Буша расходы росли вместе экономикой, и бюджет все годы его правления оставался дефицитным. Поэтому нынешний спад экономике США будет пережить сложнее, чем рецессию 2001 г., прогнозирует директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар.

Насколько серьезны будут последствия мирового финансового кризиса для России, пока не ясно. Вице-премьер Алексей Кудрин, выступая вчера в Давосе, назвал Россию островом стабильности и отметил, что темпы роста российского ВВП, которые в 2008 г. составят 6,7%, компенсируют спад в мире. Позже он добавил, что Россия почувствует на себе негативные последствия кризиса, хотя они не будут «жестко отрицательными». Пока они вылились в рекордное падение фондового рынка (со вторника на прошлой неделе индекс РТС упал на 23,7%), обесценивание рубля к доллару и евро (за вторник доллар подорожал сразу на 25 коп., правда, вчера отыграл обратно), а также отток капитала, масштабы которого пока нельзя оценить. В обзоре «Тройки диалог» под названием «Не паникуйте – Россия не Турция» отмечается, что в случае «глубокого экономического спада в США» российский фондовый рынок не упадет, но и не вырастет, и к концу 2008 г. индекс РТС будет на уровне 2200 пунктов. Обесценивание рубля и отток капитала, если они продолжатся, будут неблагоприятны для российских финансовых рынков, считают в «Дойче банке». Но ключевой вопрос для российской экономики состоит, конечно же, в том, насколько проблемы США снизят спрос на нефть и, соответственно, цену на нее.

В последние дни цена на нефть понемногу опускается, но паники по этому поводу пока нет. Если цена не будет ниже $55, ВВП вырастет более чем на 6%, считает «Тройка диалог», у «Дойче банка» прогноз – 7%.

Это сейчас многие говорят, что проблемы с ипотекой в США были предсказуемы, но несколько месяцев назад ни о какой рецессии речи не было. Так что и Россия из острова стабильности может превратиться в какой-нибудь другой. Но один урок из мирового кризиса мы точно можем извлечь – экономическую политику нужно строить не только исходя из внутренних ресурсов, но и в соответствии с мировыми циклами.

За то время, пока мы являемся рыночной страной, мир уже пережил два «низких» периода – в 1998 г. и 2001 г., отмечает Гайдар. Тогда Россия отреагировала на изменение внешней конъюнктуры сильнее, чем мир в целом: в 1998 г. ВВП упал на 5%, в 2001–2002 гг. темпы его роста сократились примерно вдвое по сравнению с 2000 г. С тех пор Россия гораздо сильнее интегрировалась в мировую экономику, значит, и последствия колебаний ее роста должны быть заметнее для нас, с другой стороны, российская экономика стала крепче. Она была бы еще более готова к внешним перепадам, если бы не пользовалась чрезмерно процикличной политикой, за что нас, кстати, все последние годы критиковал МВФ. Выражалась такая политика прежде всего в том, что рос ВВП, но еще быстрее росли бюджетные расходы, хотя мы и накопили стабфонд с золотовалютными резервами.

Впрочем, выборы, тем более выборы преемника, – не время извлекать уроки. Уже в январе Минфин внесет поправки в бюджет на 2008 г. о дополнительных доходах (более 340 млрд руб.), которые будут направлены на повышение зарплат и пенсий.